Диалог автора и читателя в романе Умберто Эко “Имя розы”

Автор романа “Имя розы” Умберто Эко – известный итальянский ученый и публицист. Умберто Эко отдал много сил изучению вопросов художественного творчества. В своем постмодернистском романе “Имя розы” писатель не только выполнял художественные задачи, но и стремиkся написать произведение, которое бы сформировало активного, мыслящего читателя.

Постмодернизм стал мощным литературным направлением второй половины ХХ столетия, хотя его истоки просматриваются уже в модернистский период. В постмодернистской литературе изменяются

не столько изобразительные средства и тематика, сколько глубочайшие художественные принципы. Это касается и отношения автора к своему произведению, и новому взаимодействию писателя с читателем.

В период модерна читатель был объектом, на который направлялись определенные художественно-оформленные идеи писателя-драматурга.

В новый период читатель становится соавтором, не объектом влияния, а равноправным субъектом, без существования которого не было бы ни писателя, ни его произведения. “Имя розы” – постмодернистский роман, поэтому его нельзя воспринимать лишь как историко-детективное

произведение. Впрочем, писатель предусматривал и такое прочтение своего произведения. Ведь особенность постмодернистской литературы в том, что читатель может найти в произведении не один или несколько смыслов, заданных автором, а бесконечное множество значений, ассоциаций, посылок к другим произведениям.

Так, например, символический образ розы, данный уже в названии романа, принуждает читателя вспомнить и библейское значение розы, и розенкрейцеров, и розу как один из любимейший образов романтиков ХІХ столетияе, и “Букет розы” Рильке…У каждого возникают собственные ассоциации, не только подсказанные текстом, но и зависимые от литературно-культурного опыта читателя. При этом он, читатель, становится, будто соавтором писателя, и притом необходимым соавтором, так как без читателя жизнь произведения невозможна. Создание текста происходит не только тогда, когда он задумывается и пишется, но и когда он прочитывается.

Читатель может быть хорошо осведомленным (и видеть в тексте романа множество значений).

Умберто Эко писал о том, что временами даже самый наивный читатель видит в произведении самые неожиданные значения и связи, которые могут привести в удивление самого автора. Каждый читатель идет дальше текста, и это движение (нанизывание новых значений) длится бесконечно. В “Записках на берегах “Имени розы” Умберто Эко писал, что каждое новое художественное произведение состоит из всех предыдущих.

В эпоху постмодернизма, когда цивилизация уже накопила такой огромный исторический опыт, практически невозможно создать что-то новое. Ведь каждый писатель вместе с тем является и читателем других произведений.

Поэтому, например, в “Имени розы” образ англичанина Вильгема, который уже в начале романа (в сцене с монахами) демонстрирует чрезвычайное знание связей между частными явлениями мира, ассоциируется у автора и читателей с англичанином-детективом Шерлоком Холмсом. Постмодернистский роман превращается в общую игру автора и читателя (большого количества читателей), которые, будто мяч, передают друг другу свои значения и ассоциации. Умберто Эко считал, что искусство (и литература в частности) является источником эстетичного удовлетворения, т. е. в определенном смысле, “развлекает”.

Однако одного может “развлечь” философский трактат, а другого – бульварный роман. Таким образом, существует два вида читателей: читатель массовой литературы относится к книге пассивно и потребительски, и авторы такой литературы подстраиваются под его вкусы. А читатель литературы серьезной, наоборот,- является активным, старается постичь замысел автора, который нуждается в определенных усилиях и знаниях.

Умберто Эко считает, что так книга сама формирует своего читателя, поэтому произведение должно быть таким, чтобы читатель каждый раз открывал в нем что-то новое. Таким многозначным произведением со сложной структурой и является “Имя розы”. Роман напоминает коллаж из отдельных фрагментов знакомых нам произведений, но вместе с тем остается целостным, объединенным линией авторского замысла.

Произведение завершено, но и открыто для безграничного количества новых значений, оно не заперто в себе, а начинает диалог с каждым новым читателем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Диалог автора и читателя в романе Умберто Эко “Имя розы”