Девять стихотворений Е. А. Баратынского
“Князю П. А. Вяземскому”
Стихотворение адресовано критику, поэту и личному другу Баратынского П. А. Вяземскому. И поэтому одной из центральных тем становится тема дружбы. Но произведение интересно не просто как дружеское послание, а как открывающее лирический цикл “Сумерки”.
В самом начале произведения автор говорит о том, что в лирическом цикле “отразилась жизнь моя”, поэтому в этом стихотворении лирический герой неотделим от автора. Тут же он дает оценку минувшим годам жизни: “исполнена тоски глубокой, // Противоречий…
Лирический герой противостоит судьбе: он одинок, но в своем одиночестве счастлив (“счастливый сын уединенья”), потому что он поэт, один из “звезд разрозненной Плеяды”. Он творец вымышленного мира, он далек от суетного света (“позабыл, как бы во гробе… // шумный свет…”), но ушел от него самостоятельно и добровольно. И в своем уединении он не хочет отдаляться только от адресата, который мыслится и как друг, и как учитель (“и дружбы кроткими лучами, // И светом высшего
Неслучайна рифма: песнопение – дуновение.
Она отсылает нас к более раннему стихотворению “Чудный град порой сольется” (1829).
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
Мы опять встречаем тему зыбкости вдохновения. В данном случае “посторонняя суета” – это “дуновенья, // Которым в море бытия // Послушна наша ладия…” Также в стихотворении видны романтические ценности – красота, любовь, – которые присутствовали в жизни автора. Идея двоемирия выражена не очень ярко, но все же Баратынский указывает на другой мир, мир горний, мир провидения, способный управлять нашими судьбами. Лирический герой не стремится к идеалу.
Он может сам его создать, как “создал Лету”. Поэт становится творцом мифологического мира. Человек, становясь равным Богу, забывает о себе и хочет “отвлечь судьбы суровой // Удары грозные” от друга.
Он простил всем: “злобе, безумству” – и живет в своем мире, в созданной им Лете.
- Анализ стихотворений “Признание” Пушкина и “Признание” Баратынского Передо мною два произведения с одним и тем же названием: “Признание” Пушкина и “Признание” Баратынского. На первый взгляд, когда прочитаешь единожды, складывается ощущение, что стихи об одном и том же. Однако, при более глубоком изучении прорисовываются образы лирических героев, испытывающих совершенно противоположные чувства. Сходства обоих стихотворений заключаются в следующем: по характеру оба произведения являются лирической […]...
- Анализ стихотворения “Родина” Баратынского “Родина” (1821). В стихотворении выражена мечта о связи поколений: В весенний ясный день я сам, друзья мои, У брега насажу лесок уединенный, И липу свежую, и тополь осребренный; В тени их отдохнет мой правнук молодой… Пылкие действия декабристов не занимали Баратынского, хотя он был сторонником уничтожения крепостного права с выдачей земельных наделов крестьянам. В стихотворении […]...
- Девять кругов Дантового “Ада” Имя Данте – это символическое обозначение драгоценнейших достижений культуры нашего времени, ее синтетический образ, который определяет и предсказывает ее характер, сущность и направление. Данте – прежде всего поэт, автор “Новой жизни” и “Божественной комедии”, “Пира” и “Стихотворений”. Гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Ученость Данте современники ценили не меньше, чем достоинства его поэтических произведений. […]...
- Анализ стихотворения “Последняя смерть” Баратынского “Последняя смерть” (1827). Стихотворение относится к философской лирике. Поэт, видя в древности образцы прямого благородства и силы духа, осознает человеческую историю как ряд неуклонных потерь. По мнению Баратынского, исторический прогресс приводит к разделению естественного союза души и тела, природы и ума. В данном стихотворении запечатлена одна из последних стадий человечества: Желания земные позабыв, Чуждался их […]...
- В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А. А. Блока “Вхожу я в темные храмы…”? Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, как и герой великого символиста, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. Есенина “Не бродить, […]...
- Анализ стихотворения Баратынского Разуверение Стихотворение, ставшее известным романсом. Здесь говорится о том, что завершенную любовь нужно отпустить. Если напоминать о ней, то она не возродится, а появится лишь беспокойство. Однако женщинам свойственно дразнить, манить даже бывших возлюбленных – просто из женской гордости. Вот только лирический герой просит не сбивать его с пути, оставить в покое то, что уже отжило. […]...
- Анализ стихотворения Баратынского Элегия Элегия – это такой жанр, который содержится в стихотворении, и где присутствует эмоциональный эффект на фоне философского раздумья о сложившихся жизненных проблемах. Именно в таком стиле Евгений Баратынский и написал стихотворение, которое так и называется – “Элегия”. Оно было написано в 1821 году и содержит в себе все элементы философской направленности. Смысл стихотворения в том, […]...
- Сопоставление стихотворений Некрасова и Лермонтова Тема Родины – одна из основных в творчестве практически каждого поэта. Но чувство патриотизма у каждого проявляется по-своему. Очень интересно было бы рассмотреть особенности этой темы у таких выдающихся поэтов 19 века, как М. Ю. Лермонтов и Н. А. Некрасов. Оба поэта в свое время написали стихотворения под названием “Родина”. Но под этим словом каждый […]...
- Проблема взаимосвязи внутреннего мира и внешнего По тексту Ф. М. Достоевского Было мне тогда всего девять лет от роду (ЕГЭ по русскому) Писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский затрагивает в своем произведении проблему милосердия, вопрос взаимосвязи внешнего вида человека с его внутренним миром. Автор вспоминает историю детства, когда, будучи мальчиком, он испугался волков и подбежал к суровому на вид крепостному. Марей в свою очередь стал успокаивать его, и это неожиданное сочувствие казалось теплым и дружеским. А ведь […]...
- Цветовая гамма стихотворений С. А. Есенина 1. Теплота золотисто-желтой осени. 2. Цветовые образы бабочек и березы. 3. Ароматная оставляющая картины. Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе. И. В. Гете Когда входишь в картинную галерею, то твоему взору предстает множество различных полотен, на которых художник выразил свое видение мира. Это могут быть пестрые и яркие картины природы […]...
- В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви, и в чем эти произведения можно сопоставить с некрасовским стихотворением? Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, в отличие от Н. А. Некрасова, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. А. Есенина […]...
- Анализ стихотворений “Как тяжко мертвецу среди людей”, “Ночь, улица, фонарь аптека”, “Поэты”, “Друзьям” Блока У Блока в стихотворении “Как тяжко мертвецу среди людей” появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в […]...
- Анализ стихотворений Блока Нечаянная радость, Земля в снегу Символический и реалистический пласты стихотворения переплетаются: конкретные детали (соседний дом, “собравшийся народ”;) окружены символическими образами (“недвижный кто-то, черный кто – то”;, смех “в желтых окнах”;). В 1910 году А. Блок, написав несколько поэтических циклов: “Нечаянная радость”; (1907), “Земля в снегу”; (1908), готовит к печати собрание своих стихотворений в трех томах, соответствующие, по мысли поэта, трем […]...
- Анализ стихотворений А. А. Блока Символический и реалистический пласты стихотворения переплетаются: конкретные детали окружены символическими образами. В 1910 году А. Блок, написав несколько поэтических циклов: “Нечаянная радость” , “Земля в снегу” , готовит к печати собрание своих стихотворений в трех томах, соответствующие, по мысли поэта, трем частям его духовного и поэтического развития. Во втором томе по-другому начинают звучать старые темы: […]...
- Анализ стихотворения Баратынского “Финляндия” Северный пейзаж, изображенный в произведении 1820 г., был хорошо знаком начинающему автору: с финской землей его связывали пять лет военной карьеры. Стихотворение служит своеобразной отправной точкой, с которой начался путь Баратынского к известности. Лишь несколько лет отделяют его от настоящей популярности и звания мастера элегического жанра. Зачин обозначает позицию “певца”: романтический герой находится среди высоких […]...
- Сравнение стихотворений “Весь день она лежала в забытьи…” Ф. И. Тютчева и “Шумела полночная вьюга…” А. А. Фета Перед нами два стихотворения – “Весь день она лежала в забытьи…” Ф. И. Тютчева и “Шумела полночная вьюга…” А. А. Фета. Эти стихотворения стоит сравнить потому, что между ними есть определенное тематическое сходство. О чем эти стихотворения? О природе и любви. С чем сталкивается в них читатель? С двойной драмой – трагических отношений лирического героя […]...
- Жизнь природы в творчестве Ф. И. Тютчева (На примере нескольких стихотворений) 1. Пульсация внутренней жизни. 2. Сочетание внутреннего и внешнего миров. 3. Противоречия и дорисовки в картинах природы. В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. А. Крыжановский Пейзажи нередко вызывают восхищение не только поэтических натур, но и простых людей. Ну как не влюбиться в золотой листопад, который описывал И. А. Бунин. Как не услышать скрип […]...
- Сопоставление стихотворений “Россия” А. Блока и “Родина” Н. А. Некрасова Стихотворения А. Блока “Россия” и Н. А. Некрасова “Родина” посвящены одной теме – описанию родной земли, места, с которым лирические герои произведений связаны кровными узами. Но нам важнее не эти описания, а чувства и мысли, размышления авторов, на которые их наталкивают родные пейзажи. Так, лирический герой Блока пишет о своей “большой” родине – обо всей […]...
- Анализ стихотворения Баратынского “Осень” Одна из вершин поэтического наследия Баратынского, произведение появилось в начале 1837 г. и было опубликовано в номере пушкинского “Современника”, вышедшего в свет после гибели знаменитого издателя, литератора и друга. Художественный текст, насыщенный разнообразными внутренними микросюжетами, отличается жанровой неоднородностью и сочетает в себе признаки элегии, оды, идиллии. Сложна и трактовка образа осени, созданного Баратынским. Многозначный символ […]...
- Анализ цикла стихотворений Блока “На поле Куликовом” При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта – личных и общественных. Поэтому и исторический “оптимизм” стихов “На поле Куликовом” двойствен, прямолинейному толкованию он не поддается. Лирический герой стихотворения восклицает: “И вечный бой!”, но это возглас не только воина XIV века, но и его дальнего потомка, рафинированного человека XX […]...
- Анализ стихотворения Баратынского “Пироскаф” Совершая длительное европейское путешествие, весной 1844 г. семья Баратынских прибыла в Италию морским путем. Трехдневное плавание прошло удачно, оставив в душе поэта восторженные впечатления. На борту марсельского корабля родилось яркое стихотворение “Пироскаф”, один из последних стихотворных текстов Баратынского. Композиция произведения состоит из двух частей. Основная тема трех первых строф – морское путешествие. Вторая половина текста […]...
- Анализ сборника стихотворений Символы Мережковского Д. С. (*Общие критические статьи) В 1892 году Мережковский опубликовал сборник “Символы”. “Все начали читать “Символы”, – такую примечательную реакцию интересующейся искусством молодежи на сборник, заглавие которого демонстративно отсылало к новейшему французскому литературному течению, зафиксировал в своем дневнике В. Брюсов. Главенствующими и композиционно доминирующими в “Символах” стали прямые утверждения нужды в религиозном мироощущении. Мережковский в работе “О причинах упадка…” писал […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, – незнакомкой, продажной женщиной. Рассмотрим эту […]...
- Творческое кредо поэта Е. А. Баратынского Трагичной была судьба самого крупного и оригинального из поэтов пушкинского круга – Е. А. Баратынского. Он родился в небогатой, но родовитой дворянской семье и был отдан на воспитание в Пажеский корпус. Под влиянием авантюрных романов и “Разбойников” Шиллера Баратынский с группой товарищей составил “общество мстителей” и стал придумывать рискованные проказы. За участие в краже, совершенной […]...
- Анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова “Крест на скале” и А. С. Пушкина “Монастырь на Казбеке” Сопоставительный анализ стихотворений М. Ю.Лермонтова “Крест на скале” и А. С.Пушкина “Монастырь на Казбеке”. Крест на скале В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден […]...
- “Эда” Баратынского в кратком содержании Действие поэмы происходит в Финляндии примерно в 1807 -1808 гг. Весной, на закате солнца, перед хижиной разговаривают двое: молодая финка, “добренькая Эда” со “златыми власами” и “бледно-голубыми очами” и русский, “молодой гусар”, постоялец в ее доме. Их окружают величественные картины: горы, водопады, сосновый лес: “Не мира ль давнего лежат/ развалины угрюмы?” Гусар уверяет девушку, что […]...
- Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина “Деревня” и “…Вновь я посетил…” Стихотворения Пушкина “Деревня” и “…Вновь я посетил…” разделяют шестнадцать лет. Творческую биографию поэта условно делят на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным периодам: “Деревня” (1819 год) – петербургский; “…Вновь я посетил…” (1835 год) – зрелые годы. Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека. Интересен жанр стихотворений. В “Деревне” молодой […]...
- Любовь на страницах стихотворений А. С. Пушкина 1. Особенности любовной лирики А. С. Пушкина. 2. Анализ стихотворений. 3. Гуманизм любовной поэзии А, С. Пушкина. Многогранно и широко Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина. Он был и остается поэтом-философом, гуманистом, патриотом. Все творчество его пронизано любовью и уважением к человеческой личности. Это касается и любовной лирики, и философской прозы, и гражданских стихотворений. […]...
- “Цыганка” Баратынского в кратком содержании Действие “повести” происходит в Москве. Ранним летним утром расходятся пьяные гости. Хозяин, Елецкой, “брюзгливым оком” оглядывает следы “буйного разгулья” в своем некогда великолепном, но запущенном барском доме. Открыв окно, Елецкой “с душевною враждой” смотрит на встающую ото сна “пышную столицу”; все в его жизни связано с Москвой, но он чужд ей больше, чем кто-либо. Елецкой […]...
- Суть творческих открытий Баратынского (Боратынский) “Первыми произведениями Баратынского были элегии, – писал позднее А. Пушкин, – но в этом роде он ведет вперед”. Очень характерной для мироощущения и стилистических поисков юного поэта является поэма “Пиры” (1820). В ней проявилось свободолюбие Баратынского, не случайно поэма была опубликована с цензурными исправлениями. В начале 1820 г. Элегия “Финляндия” (1820), другие стихи, посвященные краю, […]...
- Вопросы Баратынского Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) – поэт замечательный, создатель русской метафизической лирики, – к сожалению, так и остается в сознании читателей всего лишь одним из литераторов круга Пушкина. Его не понимали ни современники, ни ближайшие потомки. Даже великолепная энциклопедия Брокгауза и Ефрона начала ХХ века про Баратынского сообщала: “Как поэт, он почти совсем не поддается вдохновенному […]...
- “Капитаны”, анализ цикла стихотворений Гумилева История создания Цикл “Капитаны” состоит из четырех стихотворений. Гумилев создавал его в 1909 г. в доме Волошина в Коктебеле и сразу же прочитал гостившим там поэтам. На создание цикла ушло несколько вечеров. В момент написания стихотворений Гумилев еще не был ни в одном из своих знаменитых восточных путешествий. В образах капитанов Гумилев изобразил идеал, к […]...
- Кто такой ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору (но не тождествен ему!). Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но, как и всякий образ, содержит в себе обобщение: так, лирический герой стихотворения Пушкина “Я вас любил…” – это не только Пушкин, но и любой любящий человек, сумевший преодолеть эгоизм в […]...
- Анализ стихотворений И. А. Бунина “Октябрьский рассвет” и “Голуби” Имя И. А. Бунина известно прежде всего как имя прекрасного прозаика. Этот писатель, первый из русских литераторов, получил Нобелевскую премию именно за свои прозаические произведения. Но Бунин писал и прекрасные стихи. Более того, сам он прежде всего ценил именно свои стихотворные опыты. Стихотворения Бунин писал на протяжении всей своей жизни. Наверное, только в них писатель […]...
- Анализ стихотворения Баратынского “Родина” Жизнь Евгения Баратынского сложилась довольно трагически. Совершив в юности серьезный проступок, он был лишен возможности получить приличное образование и престижное место службы. Молодому человеку дозволялось лишь сделать скромную военную карьеру, и именно этим предложением Баратынский воспользовался, поступив после престижного пажеского корпуса в егерьский полк. Ему пришлось расстаться не только с друзьями детства, но и с […]...
- Анализ стихотворения “Запустение” Баратынского “Запустение” (1834). Стихотворение написано в тамбовском поместье отца Мара, в котором поэт провел свое детство и которое посетил спустя много лет. Тень умершего отца сопровождает Баратынского неотступно, но родные места неузнаваемы: Я посетил тебя, пленительная сень, Не в дни веселые живительного мая, Когда, зелеными ветвями помавая, Манишь ты путника в свою густую тень, Когда ты […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета “Чудная картина…” и “Облаком волнистым…” Чудная картина, Облаком волнистым Как ты мне родна: Пыль встает вдали; Белая равнина, Конный или пеший – Полная луна, Не видать в пыли! Свет небес высоких, Вижу: кто-то скачет И блестящий снег, На лихом коне. И саней далеких Друг мой, друг далекий, Одинокий бег. Вспомни обо мне! 1842 1843 Как известно, А. А. Фет четко […]...
- Анализ стихотворений Блока Литературоведческий анализ. В 1904 г. вышла в свет его первая книга “Стихи о Прекрасной Даме”, вдохновленная идеями Вл. Соловьева о пришествии на землю Вечной Женственности, о грядущем слиянии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате влюбленности Блока в реальную земную женщину – жену Любовь Дмитриевну. Прекрасная Дама Блока – это воплощение вечной […]...
- Сравнительно-сопоставительный анализ патриотических стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама Октябрьская революция 1917 года, гражданская война, последовавшие за тем годы кровавого террора, уничтожения миллионов безвинных людей… Все это вехи нашей истории, летопись жизни России в 20 веке. Русская интеллигенция, творческие люди, безусловно, видели все преступления, творившиеся в это время в стране. Они, безусловно, страдали за Россию, волновались за ее будущее и настоящее. Не секрет, что […]...
- Анализ цикла стихотворений “Стихи о Прекрасной даме” А. А. Блока Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока “Стихи о Прекрасной даме” выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Александр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, и учения философа В. Соловьева о Вечной Женственности, которая может примирить “земное” и “небесное”, божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное […]...