Детство и юность. Платонова А. П

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился 16 (28 н. ст.) августа 1899 года в Ямской слободе, пригороде Воронежа, в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича и Марии Васильевны Климентовых. Он был старшим ребенком в многодетной семье. Несмотря на бедность, родители сумели дать образование всем детям.

Андрей окончил не только церковно-приходскую школу, но и начальное четырехклассное училище. После окончания училища он начал работать. “Работал я во многих местах, у многих хозяев. У нас семья была одно

время в 10 человек, а я старший сын – один работник, кроме отца… Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду…” – вспоминал А. Платонов.

Уже тогда будущий писатель понял, что ему наиболее дорого в жизни: “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится…”
В 1918 году Платонов поступил в Воронежский университет на историко-филологический факультет; через год перевелся в Воронежский политехникум на электротехническое отделение, которое окончил

с дипломом техника. Он увлекался техникой и философией, участвовал в митингах, диспутах, литературных вечерах, печатал в воронежских газетах и журналах статьи, стихи и рассказы. Вскоре его публикации начали появляться и в центральных изданиях – в “Красной нови” и “Кузнице”.

Более 200 публицистических выступлений Платонова того времени посвящены самым разнообразным темам: революции, культуре, искусству, науке, христианству, “ремонту земли”, электричеству и многому другому. Ему хотелось все познать и принять участие в процессе переделки мира на новых, нравственных, справедливых, началах.
В 1924 году, заполняя анкету, Платонов написал в графе “Основная профессия”: “Мелиоратор с конца 1921 года и электротехник с 1917”. Сведения о журналистской и писательской деятельности в анкете указаны не были. Платонов считал главным своим делом инженерную работу.
Эстетические воззрения молодого писателя были близки позиции Пролеткульта и “Кузницы”, философские идеи он во многом почерпнул у Н. Федорова, который верил в возможность бессмертия и даже “воскрешения отцов”, если человечество будет напряженно работать для достижения этой цели. Платонову были близки его мысли о роли науки, труда, долге сыновей, подвижничестве. В стихотворении “Динамо-машина” (1920) есть такие строки:
Нету неба, тайны, смерти,
Там вверху труба и дым,
Мы отцы и мы же дети,
Мы взрываем и творим.

В 1922 году вышел сборник стихотворений А. Платонова “Голубая глубина”, который состоял из трех разделов. В первый вошли стихи, созданные в традициях Пролеткульта, воспевающие идеи коллективизма, космизма (прорыв человека в космос), “машинизма”. В стихах из второго раздела ощутимы традиции крестьянской поэзии. В третьем разделе идеи родства человека и природы соединяются с идеей преобразующего вселенную двигателя.

Это, по мнению Платонова, пути очеловечивания мира, не исключающие друг друга. В стихотворениях сборника “Голубая глубина” определились основные темы творчества молодого поэта. Книга была замечена В. Брюсовым.
В 1921 году Платонов начал работать в Воронежском губернском земельном управлении, в котором прослужил до 1926 года. Этот поступок он объяснял так: “Засуха 1921 года произвела на меня чрезвычайно сильное впечатление, и, будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой”. Это очень важная для Платонова мысль. Он определил, что практическая деятельность для него важнее созерцательной.

Концепция искусства-жизнестроения в этот период оказалась ему близка: искусство должно вмешиваться в жизнь, перестраивая ее.
В статье “Пролетарская поэзия” он писал: “Раньше мы сковывали в тиски чувства слова и называли это ритмом. Теперь мы сковываем материю в тиски сознания, и это есть ритм пролетарской поэзии. Каждая новая машина – это настоящая пролетарская поэма.

Каждый новый великий труд над изменением природы ради человека – пролетарская, четкая, волнующая проза. Величайшая опасность для нашего искусства – это превращение труда-творчества в песни о труде. Электрификация – вот первый пролетарский роман, наша большая книга в железном переплете.

Машины – наши стихи, и творчество машин – начало пролетарской поэзии, которая есть восстание человека на вселенную ради самого себя”.
В 1926 году на Всероссийском съезде мелиораторов Платонова избрали в ЦК профсоюза сельскохозяйственных и лесных работ. Его перевели на работу в Москву. Он проработал в ЦК всего четыре недели, после чего был незаконно уволен. Свое положение после увольнения Платонов описывал так: “Безработица.

Голод. Продажа вещей. Травля.

Невозможность отстоять себя”. Вскоре его приняли на работу в Наркомат земледелия и командировали в Тамбов – руководителем отдела в губернское земельное управление. Эта должность требовала частых поездок по губернии, во время которых он много общался с людьми разных профессий, не только наблюдал, но и участвовал в происходящих в стране преобразованиях. “Поездка моя по уездам была тяжела… Но мне кажется – настоящее искусство, настоящая мысль только и могут рождаться в таком захолустье”,- писал он.

В конце 1926 года Платонов приступил к работе над повестью “Эфирный тракт”. В ней была поднята проблема последствий экспериментов “над веществом существования”. Герой повести Фаддей Попов стремится вырастить “живой электрон”, который позволит человечеству решить многие проблемы и откроет перед ним невиданные перспективы.

Платонов приходит к пересмотру идей неограниченной власти человека над природой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Детство и юность. Платонова А. П