Детские и юношеские годы. Шмелева И. С

И. С. Шмелев родился в Москве, в Кадашевской слободе 21 сентября (3 октября н. ст.) 1873 года, в семье подрядчика-старообрядца Сергея Ивановича Шмелева. В “Автобиографии” () Шмелев писал о своей семье: “Прадед мой по отцу… торговал в Москве посудным и щепным товаром. Дед продолжал его дело и брал подряды на постройку домов. Отец не окончил курса в Мещанском училище.

С пятнадцати лет помогал деду по подрядным делам. Покупал леса, гонял плоты и барки с лесом и щепным товаром. После смерти отца занимался подрядами: строил мосты, дома, брал подряды но иллюминации столицы в дни торжеств, держал портомойни на реке, купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы на Девичьем поле и под Новинском. Кипел в делах.

Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину. Отец лежал больной и не был на торжестве”. Об отце писатель вспоминал всегда с огромной теплотой, хотя тот умер, когда мальчику было всего семь лет.

Реже и неохотнее вспоминал Шмелев о матери. Неласковая и волевая, Евлампия Гавриловна не баловала детей, хотя делала все для того, чтобы они получили образование. За это Шмелев был ей благодарен, но воспоминания детства, с нею связанные, не были радостными. В. И. Муромцева-Бунина писала в дневнике: “Шмелев рассказывал, как его пороли, веник превращался в мелкие кусочки.

О матери он писать не может, об отце – бесконечно”.
Семья Шмелевых была очень патриархальна. Религиозность их была неподдельной. “В доме я не видал книг, кроме Евангелия… и молитвенников”, – вспоминал писатель. Отношения между слугами и господами были очень теплые.

Слуги рассказывали маленькому Ване истории об иноках и подвижниках, сопровождали его в путешествии в Троице-Сергиеву лавру.
Став гимназистом, Шмелев приобщился к миру литературы. У него был замечательный учитель словесности Ф. В. Цветаев, который, заметив способности мальчика, позволил ему писать сочинения на любые темы. Шмелев вспоминал: “И я записал ретиво, – “про природу”.

Писать классные сочинения на поэтические темы, например, – “Утро в лесу”, “Русская зима”, “Осень по Пушкину”, “Рыбная ловля”, “Гроза в лесу”… было одно блаженство”. Под влиянием учителя Шмелев начал расширять круг чтения. У мальчика возникло свое видение русской литературы: “Писатель – это величайшее, что есть на земле и в людях. Перед словом писатель я благоговел.

И тогда, не навеянное уроками русского языка, а добытое внутренним опытом, встали передо мной как две великие грани Пушкин и Толстой”. Начались и первые опыты создания собственных художественных произведений: “Вышло это так просто и неторжественно, что я и не заметил. Можно сказать, вышло это непредумышленно.
Теперь, когда это вышло на самом деле, кажется мне порой, что я не делался писателем, а будто всегда им был, только – писателем “без печати”” (“Как я стал писателем”, 1929 – 1930). “Печатный”, как говорил Шмелев, период начался с рассказа “У мельницы”, написанного гимназистом выпускного класса и опубликованного в журнале “Русское обозрение”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Детские и юношеские годы. Шмелева И. С