“Дети в изображении Л. Толстого”. Краткое изложение текста
В одной из своих статей Л. Толстой писал, что Дети любят мораль, но только умную, а не “глупую”. Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям.
Считая детство важным периодом в жизни, Л. Толстой много внимания уделяет образам детей, особенно крестьянских. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, ; отзывчивость, трудолюбие.
“У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела
спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку”.
В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. С фольклорной выразительностью и лаконизмом передается течение жизни, единство поколений. Мораль в этом рассказе – не отвлеченное поучение, а стержень, объединяющий его тему и идею.
Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами
“Когда Филипок шел по своей слободе, собаки не трогали его – они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок”. Основным художественным приемом в изображении крестьянских детей у Л. Н. Толстого часто оказывается прием контраста. Иногда это контрастные детали, связанные с описанием внешности.
Чтобы подчеркнуть, насколько мал Филипок, писатель показывает его в огромной отцовской шапке и длинном пальто (рассказ “Филипок”).
Иногда это контрастность душевных движений и их внешнего проявления, помогающие раскрыть внутренний мир ребенка, психологически обосновать каждый его поступок.
Миша понимает: нужно признаться взрослым, что он бросил в помои для коровы осколки разбитого стакана; но боязнь сковывает его, и он молчит (рассказ “Корова”).
В рассказе “Косточка” психологически убедительно показаны мучительные колебания маленького Вани, который впервые увидел сливы: он “никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.
Он все ходил мимо них”. Соблазн оказался настолько сильным, что мальчик съел сливу. Отец нехитрым способом узнал правду: “Ваня побледнел и сказал: “Нет, косточку я бросил за окошко”.
И все засмеялись, а Ваня заплакал”. Рассказы Л. Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают каждое доброе движение детской души.
Сюжеты большинства рассказов Толстого о детях драматичны, описания почти отсутствуют. В процессе работы над рассказами Толстой усиливает их эмоциональное и воспитательное воздействие на детей. Он добивается краткости, стремительности действия, простоты стиля (“Прыжок”, “Акула”).
Так, в первом варианте рассказа “Прыжок” описание кульминационной сцены было довольно подробным. Оно включало несколько длинных фраз, рассказывающих, как мальчик идет по перекладине мачты:
“Кругом мальчика не было ничего, кроме воздуха, а под ним был маленький кусок дерева, который снизу казался не больше пуговицы. Ноги его закрывали всю перекладину, и она гнулась под ним. Если бы он оступился или перекладина сломалась под ним, он, наверное бы, упал и разбился до смерти”.
Во втором варианте осталась одна фраза, лаконичная и предельно напряженная эмоционально: “Стоило ему только оступиться, и он вдребезги бы разбился о палубу”.
Работа Толстого над языком и стилем рассказов – непревзойденный образец того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: “Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы”.
‹ “Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого” Вверх “Познавательные сказки Л. Н. Толстого” ›
Л. Н. Толстой Рефераты и Сочинения