Дети – герои произведений Некрасова
Школьное сочинение на тему – Образы детства в поэзии Некрасова. С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи о воспитании поколения. В его поэме “Дедушка” вернувшийся из ссылки декабрист учит своего маленького внука Сашу, как стать достойным гражданином своего Отечества, стойким и самоотверженным борцом за волю и счастье народа. Для этого необходимо с детских лет проникаться ненавистью к общественному злу, усвоить высокие человеческие стремления, вырабатывать в себе привычку наблюдать и самостоятельно оценивать
Воспитание ребенка правдой Некрасов страстно пропагандирует и в посвященной детям поэме “Железная дорога”. Пытливый и “умный Ваня” задает отцу генералу вопрос: “кто строил эту дорогу?” Высокопоставленный царский сановник называет в качестве ее строителя графа Клейнмихеля. Отвергая лживые утверждения генерала, поэт рассказывает мальчику о подлинных строителях дороги, – о народе, который в муках и страданиях, своим “страшно громадным трудом” воззвал к жизни “эти
И Некрасов призывает детей любить мужика и перенять у него “эту привычку к труду благородную”. Картины “бедствий народных” в “Железной дороге” порождали у молодого поколения страстный протест против существующего строя и жажду борьбы с ним.
Дети – герои многих произведений Некрасова. Это не только маленькие роботы, лишенные радостей детства, изнемогающие от непосильного фабричного труда (“Плач детей”). Дети из среды народа появляются на страницах произведений поэта и как герои, которые тянутся к свету и знаниям. Одного из них Некрасов изображает в стихотворении “Школьник” – в лохмотьях, с “едва прикрытой грудью”, но с книжкой в котомке.
Поэт предсказывает ему такой же славный путь, какой прошел “разумный и великий” “архангельский мужик” Ломоносов. Образы крестьянского мальчика-школьника и Ломоносова вызывают у поэта слова, проникнутые глубокой верой в народ, горячим патриотическим чувством:
Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, Столько добрых, благородных. Сильных любящей душой…
Живая и многоголосая галерея образов крестьянских детей создана Некрасовым в “Крестьянских детях”. По силе художественного изображения маленьких героев это произведение является непревзойденным в русской классической поэзии XIX века. Вот мелькнула из щели сарая, куда забрел после охоты усталый поэт, вереница детских “внимательных глаз”.
И он увидел в них “столько покоя, свободы и ласки”, “столько святой доброты”. Влюбленный в родную природу, Некрасов сравнивает детей “с стаей воробьев”, а глаза ребятишек – с многоцветьем поля (“Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы”). Дети изображены в произведении в играх, забавах, в повседневных житейских заботах и делах. “В результате получается необычайно яркая, живая, поражающая своей правдой, поистине классическая картина жизни и быта деревенской детворы, картина, которую превосходно знает всякий советский школьник”, – пишет о “Крестьянских детях” известный исследователь творчества Некрасова В. Евгеньев-Максимов.
Что же объединяет эти стихотворения? Почему Некрасов посвятил детям именно эти произведения? Ведь с его ведома печатались в сборниках для детей и многие отрывки из его “взрослых” поэм, Стихотворение “Несжатая полоса” и т. д. Некрасов приходит к мысли, что передовое, гражданское содержание в поэзии для детей не исчерпывается только идейно-тематической направленностью. Для воплощения этого содержания нужны и особые формы выражения.
Богатейшие возможности для выражения своих чувств поэт находил в фольклоре. Источниками стихотворений Некрасова для детей становятся мудрые притчи, народные рассказы, анекдоты, поговорки, прибаутки, песенки, все то, что дети особенно любят, что всегда неотразимо действует на них.