Деревенская проза Астафьева
Деревенская проза – одно из направлений в отечественной литературе, получившее развитие во второй половине 20 века. Основная идея этого литературного направления заключается в описании жизни в селах и деревнях, когда большая часть народа потянулась в город, добровольно отказываясь от исторических традиций жить и трудиться “на земле”, рядом с природой и могилами предков, от бытовых, культурных и нравственных ценностей, передаваемых от поколения к поколению деревенскими жителями.
Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей
Астафьев родился и часть своей жизни прожил в сибирской деревне, в красноярском крае, на берегу реки Енисея. Сюда же вернулся жить и работать спустя много лет, после того, как покинул родной край. Он любил свою родину всей душой и эту любовь вложил в свой литературный труд.
В его произведениях “Последний поклон”, “Ода русскому огороду”, “Жизнь прожить”, “Царь-рыба” и др. русская деревня представлена в образе горячо любимой, родной,
Жители деревень – простые, не богатые, но добрые люди, во многих вещах зависящие от природы и ее даров. Их основные источники доходов – это лес, река, домашняя скотина, да огороды. Верят в приметы, лечатся народными средствами, придерживаются своих устоев и правил, зачастую непонятных городским жителям.
Помогают друг другу, кто чем может, вместе всем селом делают заготовки на зиму, вместе отмечают праздники, как, например, расписано в повести “Осенние грусти и радости”.
Взрослые часто пьют, а их дети растут как бы сами по себе – свободные и сильные: знают чем прокормить себя, знают, как вести себя на реке и в лесу, знают, как избежать много опасностей, знают повадки и особенности поведения лесных птиц и зверей.
И вместе с нежными чувствами к русской деревне в произведениях Виктора Петровича Астафьева четко прослеживается горечь ее утраты, в связи с эпохой перемен в 60-80 годы прошлого века, со стремлением людей вырваться в городскую жизнь. В своих произведениях автор сожалеет о том, что крестьянский уклад жизни, формировавшийся в течение долгих столетий, уходит в небытие, что вместе с сельской жизнью разрушается и утрачиваются нравственные ценности, присущие крестьянскому быту, сходит на нет простой и упорядоченный патриархальных быт, исчезает единение с природой, а вся его “деревенская проза”, как бы пронизана прощальными мотивами. И кажется, что “Последний поклон” – прощальная песня, в которой автор с сожалением расстается с Родиной, той, какой он ее знает и любит всем сердцем.
- Деревенская проза Деревенская проза началась в 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в своих произведениях сумел сказать правду о состоянии послевоенной деревни и развеять искаженное понятие о ней. Постепенно сложилась школа писателей, придерживающихся в своем творчестве одного направления: писать о русской деревне. Термин “деревенская проза” долго обсуждался, ставился под сомнение, но в конечном итоге закрепился, обозначив […]...
- Деревенская проза В. Шукшина В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, […]...
- Проза Виктора Астафьева Настоящая известность пришла к Виктору Астафьеву в 1976 году после выхода в “Нашем современнике” повествования в рассказах “Царь-рыба”. Эта работа художника неожиданно для подавляющего большинства его читателей и критики представила в некотором смысле нового писателя. Конечно, это был вполне узнаваемый прежний Астафьев, но вместе с тем в нем появились другие черты, так отличающие его от […]...
- Сочинение на тему: В какое время и где происходят события рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”? В какое время и где происходят события рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”? Рассказ В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” вошел в автобиографический сборник “Последний поклон”. В нем автор повествует об одном постыдном происшествии из детства, благодаря которому он вынес важный жизненный урок. События происходят в одной сибирской деревне примерно в 1930-е годы, до […]...
- Русская деревня в 30-е гг. XX в. (по рассказу В. П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”) Рассказ “Фотография, на которой меня нет” – отдельная глава из книги “Последний поклон”, однако она воспринимается как самостоятельное произведение. В ней развивается сразу несколько тем, в том числе и тема деревенской жизни. Эта жизнь известна В. П. Астафьеву не понаслышке. Он сам родился в селе, и пора его детства пришлась на тяжелый предвоенный период, поэтому […]...
- Деревенская тема в рассказе “Матренин двор” Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе “Матренин двор” он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в […]...
- Биография Виктора Астафьева Виктор Петрович Астафьев – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Детство и юность Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии. Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из […]...
- “Правда деревенская” в произведениях Шукшина “Я чувствую, кстати, – говорил он в том же интервью, – потребность нового режима в работе, чувствую, что надо овладеть и городским материалом. Другое дело, что это труднее сделать, для этого нужна какая-то новая мудрость . Я, может быть, растянул этот процесс сближения на слишком долгое время и, может быть, был излишне осторожен. Я знаю, […]...
- ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ “МАТРЕНИН ДВОР” А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ “МАТРЕНИН ДВОР” А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе “Матренин двор” он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа […]...
- ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (По произведениям В. Астафьева и В. Распутина) В наше трудное время мы порой стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной деревне. А ведь именно они связаны с наиболее актуальными проблемами общества – экологией и нравственным поведением человека. Решение этих проблем определяет дальнейший ход истории нашей […]...
- О творчестве В. П. Астафьева Виктор Петрович Астафьев начал писать очень рано. Работая корреспондентом в различных газетах, Астафьев заявил о себе как прозаик в 1953 г., выпустив сборник рассказов “До будущей весны”. Следом вышли книги для детей: “Огоньки” , “Васюткино озеро” , “Дядя Кузя, лиса, кот” , “Теплый дождь” . Писателя волновала проблема становления личности в нелегких жизненных условиях. Эта […]...
- Проза XIX века. Рассказово-очерковая демократическая проза Их создала эпоха освобождения крестьян и Других реформ, они вдохновились идеей Служения народу, которое осуществлялось Для них ревностным изучением его быта. А. Н. Пыпин Демократическая беллетристика шестидесятых годов, используя богатые традиции русской литературы в изображении крестьянства, органично влилась в литературный процесс и заняла свое место как определенная типологическая разновидность русского реализма. Беллетристы-шестидесятники следовали программе “Современника” […]...
- “В полном разгаре страда деревенская…” Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская…” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, ее возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принес ей счастья. […]...
- ЧЕЛОВЕК НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ (по рассказу В. П. Астафьева Васюткино озеро) ЧЕЛОВЕК НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ (по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”) Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие – добрее, угрюмые – улыбчивее. Не зря говорят, что человек – […]...
- Краткий обзор творчества В. Астафьева В. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство было трудным. Когда ему было 8 лет, погибла мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятил повесть “Перевал”. В. Астафьев побывал беспризорным, воспитывался в детдоме. Здесь у него пробудили любовь к писательству. Одно его школьное сочинение признано лучшим. У этого сочинения очень […]...
- Проза Чехова Конец XIX и начало XX века Конец XIX и начало XX в.- время расцвета творчества Чехова. Правда, пишет он теперь сравнительно немного, но это было не только результатом тяжелой болезни. Повышалась его художественная требовательность. Последний период творчества Чехова совпал с начавшимся оживлением общественного движения. И в новых’ произведениях писателя, поднимающих важнейшие социально-философские и идейно-нравственные проблемы эпохи, усиливается вера в человека, в […]...
- Тема русской деревни в произведении Астафьева “Последний поклон” Астафьев посвятил теме русской деревни ряд произведений среди которых особо хотелось бы отметить повести “Последний поклон” и “Ода русскому огороду”. Рассмотрим более детально каждую из них. Произведение “Последний поклон” написано в форме повести в рассказах. Сама форма подчеркивает биографический характер повествования: воспоминания взрослого человека о своем детстве. Воспоминания, как правило, ярки, но не выстраиваются в […]...
- Изложение сюжета рассказа В. Астафьева “Людочка” Рецензия на рассказ В. Астафьева “Людочка” Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живет. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева “Людочка” описана жестокая реальность жизни. Рассказ “Людочка” В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и […]...
- Анализ “Последний поклон” Астафьева В. П “Последний поклон” “Последний поклон” – этапное произведение в творчестве В. П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести – судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка. Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное – к деньгам – все это при ощутимой бедности и скромности в […]...
- Сочинение на тему: Деревенская тема в русской ЛИТЕРАТУРЕ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин […]...
- Биография Астафьева Астафьев Виктор Петрович Годы жизни: 1924 год – 2001 год. Виктор Петрович родился в селе Овсянка, что находится в Красноярском крае, в семье крестьянина 1 мая 24-го года. Детство и юношество он провел здесь же в недетских заботах и труде. А как началась война, Астафьев пошел на фронт. От тяжелого ранения его демобилизовали. В послевоенные […]...
- Деревенская тема в русской литературе 60-80-х годов XX века Русская деревня – это целый мир, особый и неповторимый. Еще А. Пушкин восхищался тем, что можно убежать в этот “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья, где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. И по прошествии без малого двух столетий мы все так же уезжаем от городской суеты и потока машин […]...
- Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза (по комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”) Комедия – непростой жанр литературы. О природе комического эффекта философы размышляли еще в древности, современные теоретики литературы тоже ведут об этом речь, но еще никто не дал исчерпывающего объяснения. Драматург Жан Батист Мольер создал французскую национальную комедию, перешагнул границы своей страны и рубежи своего века и стал классиком мировой литературы. Комедии Мольера умны и философичны. […]...
- Сочинение по повести Астафьева В. П. “Последний поклон” “Последний поклон” – этапное произведение в творчестве В. П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести – судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка. Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное – к деньгам – все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с […]...
- Современная проза о милосердии и сострадании Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Николай Заболоцкий На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверхпрактичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что […]...
- ТЕМА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ В. П. АСТАФЬЕВА – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ТЕМА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ В. П. АСТАФЬЕВА Большое место в творчестве В. Астафьева заняла работа над прозаическим циклом “Царь-рыба”. В нем автор ведет поиск нравственных основ и находит их в возвращении к природе. Связь между человеком и природой интересует автора в нравственно-философском аспекте, в том, что еще С. Есенин назвал “узловой завязью человека […]...
- Деревенская реальность в повести Ивана Бунина “Деревня” Бунин предстает перед нами чрезвычайно сложным и противоречивым как человек и как художник. Он не похож ни на одного из выдающихся русских писателей, снискавших себе известность в период между революциями 1905 и 1917 гг., на который пришелся расцвет и его творчества. Его произведения на тему современной ему русской жизни не так легки для понимания. Он […]...
- Творческий путь Астафьева В. П Писатель родился в 1924 г. в крестьянской семье в деревне Овсянка (под Красноярском) и уже в раннем детстве испытал участь семей “спецпереселенцев” (т. е. раскулаченных), попав в Игарку, за Полярный круг. В повести “Кража” (1961) он воссоздал детдомовский эпизод своей биографии. В 1941-1944 гг. будущий писатель был на фронте (участвовал в форсировании Днепра в 1943 […]...
- Краткое содержание “Царь – рыба” Астафьева В. П Повествование в рассказах “Царь-рыба” и одноименный рассказ написаны В. П. Астафьевым в 1973 году. Впервые “Царь-рыба” была опубликована в книге “Мальчик в белой рубахе”, вышедшей в издательстве “Молодая гвардия” в 1977 году. В 1978-м за повествование в рассказах “Царь-рыба”В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. *** В рассказе “Царь-рыба” на первый взгляд не совершается […]...
- Русская проза в последние десятилетия XIX века Русская проза В последние десятилетия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе в первую очередь отражалось своеобразие времени с характерными для него социальными контрастами и конфликтами, с общественными противоречиями и идейными спорами. В литературоведении пересмотрены распространенные еще не так давно суждения о кризисе реализма в конце XIX […]...
- Сочинение на тему: “Противоборство человека и царь-рыбы в рассказе В. П. Астафьева.” В рассказе говорится о рыбаке, который поймал очень крупного осетра, с которым не сумел справиться в одиночку и чуть не погиб из-за своей жадности. За этим рассказом стоят могучие, сильные силы природы, которые еще не удалось покорить человеку. Эти силы связаны с понятием о высшей справедливости, о честности и чистоте души. Недаром предупреждал старый рыбак […]...
- Русская деревня в изображении В. П. Астафьева В. П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, умер в 2001 году на своей родине. Детство – труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери Лидии Ильиничны он посвятил повесть “Перевал”. А позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “И […]...
- “Другая” проза: предвестие нового искусства в русской литературе В конце 1980-х годов литературовед Г. Белая в статье “”Другая” проза: предвестие нового искусства” задалась вопросом: “Кого же относят к “другой” прозе”? И назвала самых разных писателей: Л. Петрушевскую и Т. Толстую, Венедикта Ерофеева, В. Нарбикову и Е. Попова, Вяч. Пьецуха и О. Ермакова, С. Каледина и М. Харитонова, Вл. Сорокина и Л. Габышева и […]...
- “В полном разгаре страда деревенская” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “В полном разгаре страда деревенская” написано в 1862 г. и опубликовано в “Современнике” № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжелой доле русской женщины-крестьянки. Ее труд не стал легче после отмены крепостного права. Некрасов не понаслышке […]...
- Сочинение на тему: “Военная проза” Фашизм нельзя назвать национальным явлением, свойственным только немцам. Это страшное зло распространилось и среди современных зарубежных и отечественных сообществ. Борьба с ним стала для русского народа самым главным на определенный период времени. Это ВОВ 1941-45 г. г. Последующие поколения не вправе забывать о том, как наши деды и прадеды боролись на полях сражений, не думая […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “В полном разгаре страда деревенская…” Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова. Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Супруг ее нередко жестоко […]...
- “Царь-рыба” Астафьева Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Ове-янка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки. “Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Произведение посвящено взаимодействию Человека с Природой. Глава “Царь-рыба”, давшая название произведению, звучит символически. Единоборство человека […]...
- “Царь-рыба”; В. Астафьева Человек и природа, их единство “Царь-рыба” В. Астафьева Человек и природа, их единство и противоборство – стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева. Пожалуй, никогда еще проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно. “Нам не привыкать к потерям, – писал С. Залыгин, – но только до тех пор, пока не […]...
- Детская проза Александра Неверова Одним Из зачинателей русской литературы, и в частности литературы детской, был А. Неверов (псевдоним Александра Сергеевича Скобелева, 1886-1923). Цикл его коротких рассказов был оформлен в 1923 году; печатались они в журналах “Крестьянка” и “Работница”. Разрабатывая темы, необходимые для новой литературы, Неверов продолжал традиции лучших произведений классики. В рассказе “Санька Храбрый” (впервые напечатан в журнале “Работница”, […]...
- Английская реалистическая проза Томас Гарди (1840-1928) – автор нескольких ярких трагических романов из жизни простого народа. Лучший его роман “Тэсс из рода Д’Эрбервиллей” (1891) – о страшной судьбе молодой женщины, отец которой уверен, что он происходит из знатного рода (хотя они бедны, как мыши). Это сильно и очень пессимистично. Джон Голсуорси (1867-1933) – типичный англичанин, спокойный, основательный, оптимистичный. […]...