Декларация о намерениях

Начало учебного года – это рубеж, который всегда искушает желанием начать жить по-новому, пересмотреть взгляды, перетряхнуть ящики письменного стола, почистить папки в компьютере и обустроить все на разумных основаниях. Настроение такое улетучивается довольно быстро, жизнь набегает и размывает берега, поэтому психологи советуют зафиксировать свои намерения, записать на специальном листочке все планы и повесить перед глазами в качестве напоминалки. Такая напоминалка – перед вами.

Наша газета подготовилась в новому учебному году серьезно. Мы провели заочное интернет-совещание нашего читательского актива, обработали и осмыслили результаты, собрали предложения, выделили из них наиболее интересные и перспективные – и неожиданно для самих себя (людей творческих и безалаберных) спланировали свою работу на год (как это и заведено в школьной традиции).

“Литература” 2009/2015 (с сентября по июнь) будет состоять из трех больших разделов.

Раздел первый – Школьно-методический. В нем условно выделяются два подраздела: “Уроки” (имеются в виду те, которые в нормальной сетке часов, примерно с 8.30 до 15.00) и “После уроков” (элективы, дополнительные занятия, внеурочная деятельность – все, что “после обеда”).

В “Уроках” будет представлена наша традиционная рубрика “Я иду на урок” – и две новые. Первая называется “Курс молодого словесника” (чуть не сказали “бойца”): в ней будут печататься материалы, рассчитанные на начинающего учителя. Кроме конкретных советов о том, как организовать свой педагогический труд (ими, как мы надеемся, поделится не только ведущая рубрики Оксана СМИРНОВА, но и другие опытные словесники), здесь найдут свое место конкретные разработки уроков и занятий (или целых тем).

Вторая новая рубрика – “Готовимся к ЕГЭ” – теперь будет в каждом номере. Здесь планируется печатать тренировочный материал к экзаменам по литературе и части С по русскому языку (тексты с заданиями типа В и С, разборы, рекомендации по организации занятий).

Подраздел “После уроков” – весь новый. В нем будут с разной степенью периодичности представлены три линии. Рубрику “Современная поэзия” поведет Наталья БЕЛЯЕВА : она представит на ваш суд цикл занятий по поэзии последних десятилетий (начиная с Арсения Тарковского – и до современных бардов). Ценно, что занятия включают в себя и сами тексты стихотворений (не нужно искать их в сборниках или Интернете), и подробно разработанные вопросы и задания.

Во второй рубрике “Литературные прогулки” Татьяна РЫЖКОВА поведет нас за собой в литературный миф о Петербурге. Это не экскурсии в традиционном смысле слова; нам предложен цикл методически выстроенных и полностью обеспеченных текстами бесед о литературном образе одного из самых литературных городов мира. Третью рубрику будет курировать Александра НИКИТИНА, и речь в ней пойдет о теме многоаспектной – “Литература и театр” . В поле зрения авторов рубрики (психологов, театроведов, режиссеров) окажутся не только драматургические произведения в курсе литературы, но и театральные принципы построения урока, и особенности постановки школьных спектаклей, и репертуар театров в помощь школе.

Второй раздел – Школьно-литературоведческий. В нем, помимо хорошо известных вам рубрик “Штудии” и “Школа филологии” , будет представлена новая рубрика “ЛитМотив” . В ней мы планируем исследовать жизнь предметного мотива в литературе. Наряду со статьями о конкретных произведениях (или писателях) здесь будут появляться материалы, позволяющие учителю видеть переклички между разными авторами. Надеемся, что эта рубрика поможет вам и вашим ученикам в подготовке исследовательских работ, даст идеи для урока.

Обращаем ваше внимание на то, что традиционный конкурс газеты “Литература” будет в этом учебном году связан именно с рубрикой “ЛитМотив” (подробнее об условиях конкурса смотрите во вступительном слове к рубрике).

Третий условный раздел – “Жизнь” . Здесь мы сохраняем такие хорошо известные вам рубрики, как “Листки календаря”, “События и встречи”, “Интервью у классной доски”, “Интернет-кладовка”, “Литературная карта”, “Трибуна”, “Живая жизнь”, “Читальный зал” – с его “Книжной полкой”, “Стендом” и рубрикой “На полях Книги” (ее функции мы расширим и за счет современной литературы для детей и подростков). Завершать газету будет рубрика “Есть идея!” .

Таким образом, газета этого учебного года строится на соединении постоянных и переменных элементов, нескольких заранее намеченных линий, материалы которых соберутся в итоге в нечто цельное, – и статей, рождающихся спонтанно, приходящих в редакцию по почте в каком-то своем, тайном, неведомом нам ритме, возникающих в поле нашего зрения неожиданно, как сама жизнь.

Естественно, что без вашего участия нам не осуществить все задуманное. Станьте авторами и критиками “Литературы”, примите участие в конкурсе, пройдите обучение на очных и заочных курсах Педагогического университета и расскажите нам о том, что вам дало это обучение, – и от этого наша общая газета станет еще лучше. И не забудьте оформить подписку на первое полугодие 2015 года – ноябрь, как водится, подступит быстро, не опоздайте!

Еще несколько слов о газете. В течение учебного года вас будут ждать специальные тематические номера. Ближайший планируется в начале октября – он будет посвящен творчеству Иосифа Бродского (так мы завершим начатый в декабре прошлого года рассказ о всех русских нобелиатах).

В октябре же заканчивается конкурс методических материалов и ученических работ по творчеству Солженицына – его итоги будут оглашены в конце ноября – начале декабря.

В сентябре-декабре на страницах газеты будет печататься заочный курс лекций Педагогического университета “Первое сентября”. Его автор – Наталья ВАНЮШЕВА, хорошо известная читателям газеты по многочисленным публикациям и по выступлению на Марафоне. Название курса лекций – “Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы” . Обратите внимание, что такую же методику, но на материале историческом, будет демонстрировать коллега Н. Р. Ванюшевой, учитель истории Марина ЯРОСЛАВЦЕВА – ее лекции будут появляться параллельно в газете “История”.

Эта связка может быть очень полезна тем словесникам, которые работают в союзе с историками.

Проводятся в Педагогическом университете и очные лекции по литературе. Осенью вам будет предложен курс С. В. Волкова и Р. А. Храмцовой “Как построить интересный урок литературы” (с октября по декабрь, по средам), а весной (с февраля по апрель) курс О. В. Смирновой “От теории литературы к практике школьного анализа произведения” . Подробнее об этих курсах можно узнать на сайте “Первое сентября” в разделе “Педагогический университет”.

Уж и не знаем, говорить ли вам о тематических брошюрах, которые шесть раз в году бесплатно получит подписчик нашей газеты? О весеннем Марафоне и его темах? Или достаточно? Достаточно – для того, чтобы увидеть: “Литература”, как и весь издательский Дом “Первое сентября”, – на марше.

Планов – громадье, настроение – боевое. Трубач уже приблизил к губам трубу и отвел острый локоть. Общий сбор объявлен.

Присоединяйтесь!



Декларация о намерениях