Действующие лица комедии Фонвизина “Недоросль”
Муж Простаковой, отец Митрофана, – робкий и безвольный человек, до того забитый и запуганный своей женой, что не имеет ни своих желаний, ни своих мнений. “При твоих глазах”, говорит он жене, “мои ничего не видят”. Скотинин, брат Простаковой, – комическое лицо.
Он изображен немного карикатурно со своей преувеличенной страстью к свиньям, которую он сам простодушно объясняет так: “Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее”. Он получил то же воспитание, что и сестра его, и так же груб, как и она: со свиньями
Несколькими штрихами, но очень живо изображены учителя Митрофана, отставной сержант Цыфиркин и семинарист Кутейкин. Цыфиркин обучает Митрофана арифметике, на что намекает его имя; это – честный старый солдат.
Кутейкин рассказывает, что ушел из семинарии, не окончив курса: “убояся бездны премудрости”. Он – совершенно
Имя учителя-немца – Вральман – очень удачно составлено из русского слова “враль” и немецкого “манн” (мужчина). В лице Вральмана Фонвизин показывает,- какого рода учителя-иностранцы в те времена обучали дворянских детей “всем наукам”. Вральман долгое время был кучером: потеряв место, он сделался учителем, только для того, чтобы не умереть с голоду. В доме Простаковых ему, в качестве иностранца, оказывают особый почет и предпочтение перед другими учителями.
Он получает жалованья триста рублей в год, тогда как честный Цыфиркин должен получать всего десять.
Простакова перечисляет все блага, которые Вральман получает у них в доме: “сажаем за стол с собою; белье его наши бабы моют; куда надобно – лошадь; за столом – стакан вина; на ночь – сальная свеча”. Простакова довольна немцем: “он ребенка не неволит”. Хитрый Вральман нашел прекрасный способ угождать госпоже, скрывая в то же время свое невежество: он не только сам ничему не учит Митрофанушку, но и другим учителям мешает заниматься с ним, потакая лени Митрофана, всячески восхваляя его перед обожающей мат^рью.
В лице Еремеевны, “мамы” Митрофана, Фонвизин впервые изобразил тип бесконечно преданного, самоотверженного крепостного слуги, который в русской литературе отразился в нескольких образах, мужских и женских.
Савельич, в “Капитанской дочке”, Евсеич, в “Детстве Багрова внука” Аксакова, Наталья СавиЩна – в “Детстве и отрочестве” Л. Толстого. В жизни тип этот всем известен в лице Пушкинской няни, Арины Родионовны. Да у скольких из нас с именем “няни” связано дорогое, любимое лицо…
Удивительно, что самый тип этот встречается только в русской литературе, в русском народе!
Но Еремеевна – единственная из этой серии однородных типов, – совершенно несчастное, никем не оцененное существо: недаром она служит в доме Простаковых! За свою верную сорокалетнюю службу и любовь она получает только оскорбления, брань и побои. “Я не усердна Вам, матушка? ” в слезах говорит она Простаковой, “уж, как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо, что…
Живот не жалеешь… а все -. неугодно”. Цыфиркин и Кутейкин спрашивают ее, сколько она получает за свою службу? – “По пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день”, грустно отвечает Еремеевна. Даже ее питомец, Митрофанушка, грубит ей и оскорбляет ее.
Положительные лица комедии удались Фонвизину гораздо хуже: Правдин, Милон и Софья относятся к типу резонеров; все они говорят общим добродетельным языком и не отличаются никакими характерными чертами. Известно, что авторы ложно-классических пьес пользовались резонерами для того, чтобы высказывать собственные мысли и мнения. В “Недоросле” Фонвизин говорит, главным образом, устами Староду-ма, который, видимо, особенно ему симпатичен. Стародум выделяется среди других резонеров более простым и естественным языком; актер, исполняющий его роль, может с успехом изобразить живое лицо.
Называя дядюшку Софьи Староду-мом, Фонвизин хотел показать, что образ его мыслей относится не к современной ему екатерининской эпохе, а к старому петровскому веку. На самом деле, хотя Стародум и не одобряет многого в современном ему обществе, но отчасти сходится во взглядах и мнениях с самой Екатериной и с некоторыми современными философами.
“Честный человек”, говорит Стародум”, “должен быть совершенно честный человек”, т. е.
, – должен обладать зараз всеми достоинствами. Замечательно его понимание значения и смысла дворянства. Обычно слово “дворянин” понимается в смысле – человек благородного происхождения.
Стародум считает, что настоящий дворянин – тот, у кого мысли и поступки благородны, – “дворянин, недостойный быть дворянином, – подлее его ничего на свете не знаю!
” восклицает он. Обязанность дворянина, прежде всего – служить, не для того, чтобы получать чины и награды, а потому, что “бесчестье – не делать ничего, когда есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!” Это – понятие, внушенное дворянам Петром Великим. Стародум, конечно, не одобрял “Указа о вольности дворянства” Петра Ш-го, тем более, что видел пример таких дворян, как Скотинин и Проста-кова, понимавших дворянскую вольность, как право безнаказанно предаваться произволу и жестоко обращаться со своими крестьянами. Фонвизин, устами Стародума, высказывает свои взгляды на обязанности царя, на вред придворной лести и вообще на придворную жизнь; говорит о семейной жизни, о супружеских отношениях и о воспитании детей; в этом последнем вопросе заметно влияние Руссо, взгляды императрицы Екатерины.
Стародум ставит воспитание сердца, “добронравие”, выше ума, умственного развития. В комедии “Недоросль” Фонвизин вполне подчиняется правилам ложно-классической теории, – соблюдает единство времени, места и действия, выводит резонеров, оттеняющих своей добродетелью злонравие других действующих лиц; – но в то же время в “Недоросле” впервые мы встречаемся с реализмом, автор художественно изображает настоящую реальную жизнь; действующие лица говорят простым разговорным языком; некоторые выражения, как, например: “мастерица указы толковать”, – “не хочу учиться, хочу жениться”, сделались поговорками.
Несколько лет после того, как была написана комедия “Недоросль”, Фонвизин хотел издать журнал под названием “Стародум, или друг честных людей”. В статьях, написанных для этого журнала, Фонвизин обличает те же общественные недостатки, которые изображаются в его комедиях. Тон его сатиры становится все более резким и беспощадным. Это не понравилось императрице Екатерине, которая считала, что сатира должна быть “в улыбательном роде”.
Кроме того, в некоторых статьях автор прямо осмеивает двор Екатерины и критикует некоторые взгляды и мнения самой императрицы. Все это повело к тому, что Екатерина запретила издание журнала.