Действие романа Артура Хейли “Колеса”

На “колесах” реальных событий и фактов, облеченных в форму романа, въехал в жизнь российских читателей американский писатель Артур Хейли. Его книга “Колеса”, написанная в 1965-1968г., стала бестселлером наравне с “Отелем”, “Аэропортом” и другими творениями этого писателя. Для своих произведений Артур Хейли выбрал не совсем обычный жанр – производственный роман, где публицистические факты тесно переплетаются с жизненными перипетиями вымышленных персонажей.

Писатель проявляет себя в романе сторонним наблюдателем

за жизнью автомобильной компании “Дженерал моторс” как целого, кипучего организма и за жизнью отдельных его молекул – людей.

Действие романа происходит в американском городе Детройте – колыбели автомобильной промышленности. Три могущественных автомобильных компании – “Дженерал моторс”, “Форд” и “Крайслер” – сосуществуют в этом царстве техники. Артур Хейли раскрывает нам сердце, сущность, систему взаимодействий и отношений одной из них.

Роман “Колеса” очень реалистичен: писатель открывает читателям массу проблем, волнующих американцев в то время, причем некоторые

из них приобрели статус “вечных”. Прежде всего, А. Хейли тревожит проблема конвейера: люди не выносят однообразного, монотонного труда, требующего лишь тупой сосредоточенности и отработанных движений. После дня такой работы человеку требуется эмоциональная разгрузка, и он начинает творить беспредел: красть, затевать драки, устраивать забастовки, которые, порой, не имеют обоснования. Конвейер – это ад, из которого трудно выбраться, так как за стенами безработица, нищета и голодная смерть.

Люди привыкают к шуму машин и однообразному прикручиванию болтов, но эта работа им ненавистна. На автомобильном заводе большинство рабочих – негры. Немногие из них могут впоследствии подняться по служебной лестнице и стать мастерами, поэтому существует открытая вражда между белыми, которым в силу их изначального происхождения дано больше шансов выбраться из нищеты и, имея способности, сделать себе карьеру, и неграми, не имеющими такой возможности.

А. Хейли обращает особое внимание на проблему расизма в Америке. Сцена, когда полицейский избивает негра только за его появление на улице, говорит о правовой незащищенности этой расы. Но на заводе борются с расизмом: специальные комитеты защищают права чернокожих рабочих. К “вечным” проблемам можно отнести взяточничество и преступность.

За рекламу свадьбы дочери один из влиятельных мастеров завода отправляет по конвейеру особую машину, оцененную дешевле, а оснащенную лучше остальных, чтобы отблагодарить своего покровителя. Борьба “белой” и “черной” мафии на заводе приводит к множеству людских смертей. Но особенностью романов А. Хейли является разнообразие поставленных проблем: наряду с глобальными стоят мелкие человеческие трудности в отношениях. Что делать, если муж настолько занят своими техническими идеями, что почти не уделяет внимания жене?

Один из главных персонажей романа – Адам Трентон – слишком увлекся работой над новым проектом компании – машиной “Орион”. Это чуть не привело к распаду семьи. “Нужна ли столь сильная преданность делу?” – задает вопрос писатель, предоставляя каждому право решать.

Но не стоит воспринимать роман “Колеса” как одну большую проблему: вместе с жизненными трудностями в нем описано рождение автомобильного шедевра – “Ориона”. Как за ребенка боится мать, так беспокоятся конструкторы, дизайнеры, испытатели за судьбу своего “новорожденного”. Понравится ли он покупателям, будет ли он удобен, красив, техничен, не придется ли потом снять его с производства за какие-то недоделки и неполадки?

К каждому звуку прислушиваются творцы “Ориона” во время испытаний: они уже не ласковые родители, а придирчивое жюри, желающее выпустить в свет настоящий шедевр. Процесс создания машины увлекает и заинтересовывает. Талантливейшие люди работают над “Орионом”.

Дизайнер Бретт Дилозанто вносит в консервативный мир внешности автомобиля свежую струю идей модернизма. Он хочет, чтобы “Орион” сочетал в себе элегантность и свободу, являющиеся идеалом людей.

Детальность описаний в романе дает понять, что А. Хейли тщательно изучил работу автомобильных компаний, а отсутствие лишних технических подробностей характеризуют его как хорошего, опытного писателя. В романе события развиваются параллельно. Об этом говорит даже начало многих глав: “А в это время…” Весь роман направлен на демонстрацию постоянного движения жизни в компании.

Нет ни минуты покоя, остановки: все и вся, от людей до машин, движется, что-то производит, работает. Остановишься – смерть. Компания умрет, ее раздавят конкуренты, а подняться вновь стоит огромных усилий.

Все, от первой до последней сцены, говорит о динамичности жизни в романе: начинается произведение с реакции глав компаний на критическую статью в газете, с их действий с целью опровергнуть все сказанное, а заканчивается роман сценой обсуждения нового автомобильного проекта “Фарстар”.

В романе “Колеса” А. Хейли показал нам сцены из жизни американцев, частиц огромной компании, которая затягивает их в работу и не дает вырваться из заколдованного круга. А жизнь вокруг продолжается. Стоит ли жить по таким меркам, исключающим всякую связь с внешним миром? Для американцев – это норма.

Но писатель считает, что человека должны волновать не только материальные блага. Душа должна наслаждаться общением с природой, людьми, самим собой, а не только с машинами. Роман оставляет впечатление проникновения в запретную зону.

Это очень живое, увлекательное произведение, написанное великолепным языком и раскрывающее психологию американцев. Я бы посоветовала прочесть его каждому.

Анастасия Егорова


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Действие романа Артура Хейли “Колеса”