ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321)

Родился во Флоренции. Род свой он возводил к римским гражданам и был склонен подчеркивать его знатность, хотя фактически принадлежал к среднему сословию. О родителях его мы почти ничего не знаем, о детстве и юности имеем лишь отрывочные сведения.

Девяти лет от роду (так рассказывает Данте в “Новой жизни”) он влюбился в девочку своих лет. Вторично Данте встретился с Беатриче уже восемнадцатилетним юношей и страстно влюбился. Его чувство носило возвышенный, идеальный характер.

Беатриче

вышла замуж за дворянина Симона де Барди. В 1290 году, в возрасте двадцати пяти лет, Беатриче скончалась, что стало тяжелейшим ударом для поэта. Любовь эта определила идеальное и возвышенное единство, которое так поражает в творчестве Данте.

Историю своей любви он рассказал в книге “Новая жизнь”, в которой прозаический рассказ переплетается со стихами, сонетами, мадригалами, выдержанными в традициях господствовавшей в ту пору в Италии любовной поэзии.
На основании случайных упоминаний поэта можно установить, что он получил очень поверхностное и недостаточное образование, которое расширил

и довел до исключительной по тем временам полноты благодаря упорной работе в зрелом возрасте. По-видимому, он и в ранние годы проявлял определенную склонность к науке и поэзии. После смерти Беатриче Данте отдался научным и философским занятиям, демонстрируя в них универсальность своих интересов. Пишет на итальянском языке ряд трактатов.

Это трактат “Пир” – своеобразная энциклопедия средневековых знаний по богословию и морали; трактат “О народной речи” – филологический труд, в котором обосновывается в результате анализа многочисленных диалектов задача создания общеитальянского литературного языка. В трактате “О монархии” Данте формулирует свою политическую философию.
Двадцати четырех лет от роду он принял участие в военных операциях против городов Ареццо и Пизы. В 1296 году он женится, а в 1300 году осуществляет ответственные дипломатические поручения и исполняет обязанности приора. Данте играет значительную общественную роль и принимает активное участие в политической жизни родного города.
Флоренция переживала в то время сложный политический и экономический кризис. Это была борьба двух политических партий: гибеллинов и гвельфов. Спор между ними шел по главнейшему политическому вопросу – о путях объединения Италии, страдавшей от феодальной раздробленности.

Гибеллины считали, что это должно произойти благодаря вмешательству извне германского императора; гвельфы делали ставку на папу римского. Данте принял сторону гвельфов, участвовал в сражении, приведшем к разгрому гибеллинов. Когда же победившие гвельфы распались на две партии – белых и черных, Данте примкнул к белым гвельфам.
В то время как Данте представлял интересы своих единомышленников при папском дворе (январь 1302 года), черные во Флоренции предали его суду, обвинили в подкупе, взяточничестве, интригах против церкви и приговорили к изгнанию на два года, крупному штрафу и лишению права занимать публичные должности. Так как Данте не был в состоянии обжаловать решение суда, судьи постановили изгнать его навсегда, а в случае появления во Флоренции – сжечь на костре.
Незаслуженный удар глубоко оскорбил гордую душу поэта. Это было вопиющей несправедливостью. Его горячее и бескорыстное стремление трудиться на пользу любимой Флоренции было втоптано в грязь.

В течение 1302-1304 годов Данте намеревался в союзе с изгнанными другими белыми вернуться во Флоренцию, но картина личных интриг и распущенности в их стане оттолкнула его. В течение двадцати лет поэт скитался по Италии, пользуясь поддержкой просвещенных магнатов и правителей отдельных городов. О годах этих скитаний известно мало; мы знаем, однако, что Данте побывал в Вероне, Казентине, Луниджане, Равенне.
Именно в это время Данте создал поэму “Божественная комедия”, которая писалась почти четырнадцать лет. Слово “божественная” прибавлено после смерти Данте его почитателями. Поэт, несомненно, преследовал поучительные цели и писал произведение не только эстетическое и религиозное, но и научное.

Вместе с тем это – глубоко личное и интимное творение, где любовь к Беатриче, осознанная и оформленная в аспектах теологии Фомы Аквинского, вырастает до размеров и таинственности спасающей благодати. При таком универсализме душевного диапазона, где поистине “все во мне – и я во всем”, не может быть ничего случайного и ненужного.
Без космографии, астрономии и математики, без системы мира Птолемея Данте никогда не раскрыл и не нашел бы себя. И не тому следует удивляться, что наука присутствует в “Божественной комедии”, а тому, что порою призрачные научные построения оказываются такими емкими и эластичными, способными вместить в себя удивительное душевное своеобразие.
К 1310 году относится последняя вспышка политических надежд Данте: в то время в Италию прибыл император Генрих VII Люксембургский, на которого гибеллины возлагали большие надежды. Но Генрих умер в 1313 году и не успел никому открыть доступ во Флоренцию. Изгнание поэта было подтверждено декретом ноября 1315 года, и дважды он был исключен из числа амнистируемых граждан (в 1311-м и 1316-м годах).
Последние годы Данте провел в Вероне и Равенне и умер в Равенне, окруженный вниманием и заботами последнего покровителя Гвидо Новелло да Полента. Тело Данте покоится в Равенне и теперь, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены прах того, кого она не сумела понять при жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ