“Далекое”, анализ рассказа Бунина

Постоянное воскрешение прошлого в себе – это ведущий мотив всего творчества Бунина. Все произведения, созданные писателем в период эмиграции, музыкальны, лиричны и предельно эмоциональны, потому что будучи оторванным от своих корней, Бунин острее чувствовал все русское. Само название рассказа “Далекое” свидетельствует о том, что речь пойдет об утраченном времени.

“Давным-давно, тысячу лет тому назад”… Именно так начинается этот небольшой, почти бесфабульный рассказ с размытым, неопределенным названием. В нем нет ярких

красок и напряженного драматизма, он весь – выхваченная из глубин памяти странная ассоциация между утраченной юностью, беззаботным временем и образом некого Ивана Ивановича, соседа рассказчика.

Первоначально читатель, знакомясь с Иваном Ивановичем, невольно попадает под власть стереотипов. Иван Иванович, “что-то делающий, зачем-то живущий на свете” полностью соответствует лучшим традициям изображения маленького человека. Ведь и правда, живет Иван Иванович, обратим внимание на нейтральное имя персонажа, в “Северном полюсе”, год от года ничего не меняется в его жизни, он вежлив и не претендует

на признание его личности соседями, и когда он начинает “оживать” под влиянием князя, заселившегося рядом, кажется, что вот оно, преклонение перед чином и титулом.

На самом же деле, для Бунина очень важно зафиксировать неостановимые, необратимые процессы духовного развития. Его Иван Иванович неосознанно видит в князе некий стимул, чтобы жить, потому что жизнь истинная – это жизнь души, а не тела. Писатель показывает нам жажду духовного подъема и тщетность мечты о нем.

Читателю виден расцвет и угасание внутренней жизни. “Сбылась ли эта мечта и чем вообще кончился порыв Ивана Иваныча к новой жизни, право, не знаю. Думаю, что кончился он, как и большинство наших порывов, неважно, но, повторяю, ничего определенного сказать не могу.”

Ярко и многогранно звучит в рассказе Тема человеческой утраты, разрыва между исходными побуждениями, надеждами и реальными свершениями. Параллельно с Образом Ивана Ивановича рисуется Образ Москвы : “Ах, как хороши они были, боже мой! – потом по пахучей от всякой москатели Ильинке, где уже была вечерняя тень, потом по Покровке, уже осеняемой звоном и гулом колоколов, благословляющих счастливо кончившийся суетный день…”

Сама жизнь, как кажется, есть Москва, в ней столько поэзии и очарования, каждая мелочь, каждый ее вздох дороги рассказчику. И параллельное развитие образов здесь отнюдь не случайно. Как князь был для Ивана Ивановича той опорой, ради которой стоит попытаться жить, так и воспоминания о той далекой московской весне служат стимулом для рассказчика.

Противоречивые нотки слышны в последних строчках, обращенных в никуда:

– Милый князь, милый Иван Иваныч, где-то гниют теперь ваши кости? И где наши общие глупые надежды и радости, наша далекая московская весна?

В них нежная ностальгия и боль, так умело спрятанная в каждой строчке небольшой лирической зарисовки под названием “Далекое”, вырываются на свободу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Далекое”, анализ рассказа Бунина