Цвейг С. биография



Стефан Цвейг (Zweig) (28.11.1881, Вена, – 22.2.1942, Петрополис, Бразилия), австрийский писатель. Изучал романистику и германистику в университетах Вены и Берлина. Много путешествовал (Европа, Индокитай, Северная и Южная Америка). В 1928 году посетил СССР, с интересом следил за успехами социалистического строительства.

В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов занимал пацифистские позиции. С 1934 года жил в эмиграции (Великобритания, США, Бразилия). Не выдержав разлуки с родиной и отчаявшись перед лицом войны, покончил жизнь самоубийством.
В сборниках

новелл “Первые переживания” (1911), “Амок” (1922), “Смятение чувств” (1927) обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая (иногда с налетом мелодраматизма) сложные коллизии личной жизни героев. Социальное видение писателя обеднено, авторское отношение не идет дальше сострадания к “маленькому человеку” и обличения уродливых буржуазных нравов. По колориту близок новеллам роман “Нетерпение сердца” (1939).
Важное место в творчестве Цвейга занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто произвольно (иногда упрощенно) трактующие жизнь и деятельность
исторические лица (например, Стендаля, Льва Толстого, Фрейда, Ницше), беллетризованные биографии Цвейга подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности: эссе об Э. Верхарне (1917), Р. Роллане (1921), цикл биографий “Строители мира” (1920-1928). около 30 лет работал над биографией Бальзака (опубликована в 1946 году). Абстрактность гуманистических воззрений Цвейга особенно явственна в его воспоминаниях “Вчерашний мир” (опубликованы в 1944 году) и сборнике речей, эссе, критических выступлений “Встречи с людьми, книгами, городами” (1937).

Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах “Магеллан” (1938) и “Америке” (опубликованы в 1942 году) уже не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Цвейга.

Стефан Цвейг (28 ноября 1881 – 22 февраля 1942) – австрийский писатель, критик, автор множества новелл и беллетризованных биографий.
Происхождение. Первые шаги в литературе
Стефан родился в Вене в семье Морица Цвейга – зажиточного еврейского негоцианта, владевшего текстильной мануфактурой. О детстве и отрочестве будущего писателя известно мало: сам он говорил об этом довольно скупо, подчеркивая, что в начале его жизни все было точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков. Окончив в 1900 году гимназию, Цвейг поступил в Венский университет. Уже во время учебы на собственные средства опубликовал первый сборник своих стихов (“Серебряные струны”, 1901).

Стихи написаны под влиянием Гофмансталя, а также Рильке, которому Цвейг рискнул отправить свой сборник. Рильке прислал в ответ свою книгу. Так завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке в 1926.
Окончив Венский университет и получив докторскую степень, Цвейг отправился в Лондон и Париж (1905), затем путешествовал по Италии и Испании (1906), посетил Индию, Индокитай, США, Кубу, Панаму (1912). Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии (1917-1918), а после войны поселился близ Зальцбурга.
В годы Первой мировой войны Цвейг опубликовал проникновенный очерк о Ромене Роллане, назвав его “совестью Европы”. Также он создал эссе, посвященные Максиму Горькому, Томасу Манну, Марселю Прусту и Йозефу Роту.
Новеллистика Стефана Цвейга.
Романы и жизнеописания
Новеллы Цвейга – “Амок” (1922), “Смятение чувств” (1927), “Мендель-букинист” (1929), “Шахматная новелла” (1941), а также цикл исторических новелл “Звездные часы человечества” (1927) – сделали имя автора популярным во всем мире. Новеллы поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Цвейг не устает убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой преступления толкает человека страсть.
Цвейг создал и детально разработал свою собственную модель новеллы, отличную от произведений общепризнанных мастеров короткого жанра. События большинства его историй происходят во время путешествий, то увлекательных, то утомительных, а то и по-настоящему опасных. Все, что случается с героями, подстерегает их в пути, во время коротких остановок или небольших передышек от дороги. Драмы разыгрываются в считанные часы, но это всегда главные моменты жизни, когда происходит испытание личности, проверяется способность к самопожертвованию.

Сердцевиной каждого рассказа Цвейга становится монолог, который герой произносит в состоянии аффекта.
Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов. Но когда он пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в растянутые многословные новеллы. Поэтому романы из современной жизни Цвейгу в общем не удавались.

Он это понимал и к жанру романа обращался редко. Это “Нетерпение сердца” (1938) и “Угар преображения” – незаконченный роман, впервые напечатанный по-немецки спустя сорок лет после смерти автора в 1982 г. (в русск. пер. “Кристина Хофленер”, 1985).
Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Бальзака (1940).
В исторических романах принято домысливать исторический факт силой творческой фантазии. Где не хватало документов, там начинало работать воображение художника. Цвейг, напротив, всегда виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплеку.
“Мария Стюарт” (1935), “Триумф и трагедия Эразма Роттердамского” (1934)
Загадочная личность и судьба Марии Стюарт, королевы Франции, Англии и Шотландии, всегда будет волновать воображение потомков. Автор обозначил жанр книги “Мария Стюарт” (1935) как романизированная биография. Шотландская и английская королевы никогда не видели друг друга. Так пожелала Елизавета.

Но между ними на протяжении четверти века шла интенсивная переписка, внешне корректная, но полная скрытых уколов и колких оскорблений. Письма и положены в основу книги. Цвейг воспользовался также свидетельствами друзей и недругов обеих королев, чтобы вынести беспристрастный вердикт обеим.
Завершив жизнеописание обезглавленной королевы, Цвейг предается итоговым размышлениям: “У морали и политики свои различные пути. События оцениваются по-разному, смотря по тому, судим мы о них с точки зрения человечности или с точки зрения политических преимуществ”. Для писателя в начале 30-х гг. конфликт морали и политики носит уже не умозрительный, а вполне ощутимый характер, касающийся его самого лично.
Герой книги “Триумф и трагедия Эразма Роттердамского” (1934) особенно близок Цвейгу. Ему импонировало, что Эразм считал себя гражданином мира. Эразм отказывался от самых престижных должностей на церковном и светском поприщах. Чуждый суетных страстей и тщеславия, он употребил все свои усилия на то, чтобы добиться независимости.

Своими книгами он покорил эпоху, ибо сумел сказать проясняющее слово по всем больным проблемам своего времени.
Эразм порицал фанатиков и схоластов, мздоимцев и невежд. Но особенно ненавистны ему были те, кто разжигал рознь между людьми. Однако вследствие чудовищного религиозного раздора Германия, а вслед за ней и вся Европа были обагрены кровью.
По концепции Цвейга, трагедия Эразма в том, что он не сумел предотвратить эти побоища. Цвейг долгое время верил, что первая мировая война – трагическое недоразумение, что она останется последней войной в мире. Он полагал, что вместе с Роменом Ролланом и Анри Барбюсом, вместе с немецкими писателями-антифашистами он сумеет предотвратить новое мировое побоище.

Но в те дни, когда он трудился над книгой об Эразме, нацисты произвели у него в доме обыск. Это был первый сигнал тревоги.
Последние годы. “Вчерашний мир”
Положение Цвейга в конце 30-х гг. было между серпом и молотом с одной стороны и свастикой – с другой. Вот почему столь элегична его заключительная мемуарная книга “Вчерашний мир”: прежний мир исчез, а в настоящем мире он всюду чувствовал себя чужим. Последние его годы – годы скитаний.

Он бежит из Зальцбурга, избирая временным местом жительства Лондон (1935). Но и в Англии он не чувствовал себя защищенным. Он отправился в Латинскую Америку (1940), затем переехал в США (1941), но вскоре решил поселиться в небольшом бразильском городе Петрополис.
22 февраля 1942 г. Цвейг ушел из жизни вместе с женой, приняв большую дозу снотворного.
Эрих Мария Ремарк так написал об этом трагическом эпизоде в романе “Тени в раю”: “Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством, они могли бы излить кому-нибудь душу хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы. Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей”.
Стефан Цвейг и Россия
Цвейг полюбил русскую литературу еще в гимназические годы, а затем внимательно читал русских классиков в период учебы в Венском и Берлинском университетах. Когда в конце 20-х гг. в нашей стране стало выходить собрание сочинений Цвейга, он, по его собственному признанию, был счастлив. Предисловие к этому двенадцатитомному изданию произведений Цвейга написал Максим Горький. “Стефан Цвейг, – подчеркнул Горький, – редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника”.

Особенно высоко он оценил новеллистическое мастерство Цвейга, его удивительное умение откровенно и вместе с тем максимально тактично рассказать о самых интимных переживаниях человека.
Интерес Цвейга к России имел и другую причину: как многие другие западные писатели, он видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять фашизму. Цвейг приехал в Советский Союз в 1928 г. на торжества по случаю столетия со дня рождения Льва Толстого – наиболее любимого им российского писателя.
Цвейг весьма скептически оценил бурную бюрократическую деятельность руководящей верхушки советских республик. В общем, его отношение к Стране Советов можно было тогда охарактеризовать как доброжелательно-критическое любопытство. Но с годами доброжелательность убывала, а скептицизм нарастал.

Цвейг не мог понять и принять обожествление вождя, а лживость инсценированных политических процессов его не ввела в заблуждение. Он категорически не принимал идею диктатуры пролетариата, которая узаконивала любые акты насилия и террора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Цвейг С. биография