Cтихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» и А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» (Сравнительный анализ)
Доказать, что одно стихотворение принадлежит символизму, другое — акмеизму.
Оба стихотворения без названия и короткие, что характерно для жанра лирической миниатюры. Сходны стихотворения и лирическим зачином: одинаковые синтаксические конструкции (назывные предложения). Но они отличны по своему метафорическому наполнению.
Ночь у символистов — символ тайны мироздания, эмблема безрадостной жизни. Улица символизирует одиночество человека в огромном городе. Фонарь — символ иллюзорности жизни, призрачной надежды.
Аптека
У Ахматовой начало можно прочитать как дневниковую запись; время лишь фиксируется. Вступление — взгляд из окна, лирическая зарисовка. Стихотворения схожи малым числом тропов.
Хотя у Блока присутствуют типичные для символистов эпитеты: «бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала», назначение которых — выразить трагическое мировосприятие поэта.
Важную роль выполняет тире. Эти риторические приемы противопоставляют жизнь и смерть, вечность и мгновение.
Совсем иная партитура стиха у Ахматовой: ее речь проста, даже прозаична, о чем свидетельствует
Блок пишет четырехстопным ямбом с использованием спандеев и пирихиев, это придает стихотворению тревожную тональность. Стихотворение Ахматовой написано трехстопным анапестом, что способствует прозаичности стиха, создает интимность его содержания.
Английский поэт 19 века Кольридж сказал: «Поэзия — это лучшие слова в лучшем порядке».
Чувство сопричастности к великой поэзии возникает тогда, когда говоря о себе поэт находит завершенное воплощение мыслям и чувствам читателя.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой «Белая стая», считающийся наиболее значительным из ее дореволюционных книг. Критики-современники практически оставили без внимания издание. Дело в том, что вышло оно в период для России трудный. Согласно поздним воспоминаниям Анны Андреевны, первый напечатанный тираж никак не мог попасть из Петербурга в Москву. Тем не менее, некоторое количество […]...
- Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный и тусклый свет» и «Все будет так. Исхода нет» Присутсвие символов усугубляет эти чувства: «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Эти символы я понимаю, как жизненный путь, пролегающий в темноте, мраке, и фонарь, как олицетворение надежды, маленького […]...
- «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» было написано Анной Ахматовой в 1917 году — году, неспокойном для всей России. И личная жизнь поэтессы тоже была расшатанной: все больше сложностей возникало в отношениях с мужем, и, несмотря на успех первых сборников, посещали сомнения в собственном даровании. Стихотворение начинается с коротких, рубленых фраз, будто телеграмма. Просто констатация времени […]...
- Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912). Данное стихотворение А. Блока посвящено «страшному миру». Лирический герой — человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет […]...
- Стихотворение А. А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» (восприятие, истолкование, оценка) Передо мной на столе лежит книга Анны Андреевны Ахматовой «Белая стая». Наугад открываю ее. Читаю: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Коротко и четко, поэтому необычно. Дочитываю до конца, понимаю, что это стихотворение о любви. Но как-то оно непохоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви. А здесь: Сочинил же […]...
- О стихотворении А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» В творчестве любого поэта важное место занимает тема любви. Но в раннем творчестве Ахматовой ее трудно выделить особо, потому что все, что она пишет, написано или о любви, или в присутствии любви, или при воспоминании об ушедшей любви. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» — одно из ранних стихотворений поэтессы, которое вошло в книгу «Белая стая». Стихотворение […]...
- Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека Одна из наиболее знаменитых работ Александра Александровича Блока написана им была в 1912 году. Примечательно то, что благодаря данному стихотворению имя поэта известно во всем мире. Александр Блок, как известно, был символистом. Однако именно короткое произведение поэта означало для него переход, наверное, все-таки ближе к реализму, к простому языку и обычным вещам. Понять: почему Блок […]...
- Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (2) Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» , созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды. Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, […]...
- Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1) «Ночь, улица, фонарь, аптека…» — составная часть поэмы «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир». Поэма повествует о жизни и смерти безжалостной и леденящей. А своенравный ритм смерти словно hубленый ритм ее как тяжкая ступень. В своем стихотворении автор, мастерски используя синтаксические приемы, передает читателем свое видение. С первых строк стихотворения в голове возникает застывшая картина. […]...
- «Ночь, улица, фонарь, аптека…» анализ стихотворения Блока Рубеж XIX и XX веков был своего рода «смутным временем». Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции — все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха. Такие настроения проявились и в литературе: именно на конец XIX века приходится эпоха декаданса (от французского — «упадок»). Появляются произведения с пессимистическими […]...
- Анализ стихотворения «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» Стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение было написано А.А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму «Пляски смерти», включенную в цикл «Страшный мир». Спустя несколько дней Блок показал стихи В. Гиппиусу, и тот был поражен мрачностью произведения. Стихотворение можно отнести к философской лирике. Лирический герой […]...
- Анализ стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Ночь, улица, фонарь аптека», «Поэты», «Друзьям» Блока У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он — порождение общества. Его черты Блок видел и в себе, и в […]...
- Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека.»? Авторское размышление о бытии в стихотворении А. Блока пронизано чувством тоски, безнадежности. Передать это поэту помогают унылые, тусклые картины города, которые окружают его лирического героя. Ночь, улица, полумрак, одинокий фонарь, «бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала» символизируют грусть, пустоту, отсутствие желания жить. Герой задается важным философским вопросом о смысле бытия и неизбежности смерти. Он […]...
- Сравнительный анализ стихов о любви Блока и Ахматовой Тема любви является одной из ведущих в лирике как А. Блока, так и А. Ахматовой. Надо сказать, что эти поэты по-особому относились к проблеме любви. У Ахматовой данное чувство — всегда душевная буря, смятение чувств, внутренние противоречия. Все это передается скупыми, на первый взгляд, незаметными деталями окружающей действительности: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете…» и Б. Пастернака «Ночь» Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным. Стихотворение Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его творчестве — яркий тому пример. Поэт размывает границы реального и символического. Что это? Конкретный эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об авиакатастрофе или о гибельности прогресса? В любом случае Блок стягивает в узел и переплетает жизненные […]...
- Cтихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» и А. С. Пушкина «Желание славы» (Сравнительный анализ) В стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» и А. С. Пушкина «Желание славы» общая тема: потерянная любовь. Но все же их содержание различается: у Лермонтова выражается разочарование в любви. Лирический герой Лермонтова решил сам прекратить отношения, он устал от обещаний, волнений и вранья. А у Пушкина чистая любовь не выдержала давления со […]...
- Анализ cтихотворения Блока «Как тяжело ходить среди людей Стихотворение Блока «Как тяжело ходить среди людей…» , написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк. Стихотворению предпослан эпиграф — строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания о трагедии этого поэта, когда молодая Мария Лазич, возлюбленная Фета, погибла, когда загорелось ее платье. Для Блока в контексте его стихотворения «человек сгорел» — это […]...
- Сравнительный анализ стихотворений «Три осени» Ахматовой и «Золотая осень» Пастернака Русская осень — совершенно особенная, волшебная пора, вдохновляющая поэтов на создание лирических шедевров. Это время творческого подъема, полета мысли и души — во многом благодаря красоте русской природы, уникальной и неповторимой. Однако бесспорно, что каждый художник находит в осени что-то свое, личное и глубоко индивидуальное. Например, стихотворения Ахматовой «Три осени» и Пастернака «Осень золотая» также […]...
- Стихотворение А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане» (Сравнительный анализ) И в стихотворении «Незнакомка», и в стихотворении «В ресторане» в центре внимания — женский образ. Но в «Незнакомке» этот образ нереален, появляется только в мечтах, а во втором стихотворении он приобретает более конкретные четкие черты. В композиционном плане стихотворения сходны только по началу (по месту действия). Но если в стихотворении «Незнакомка» Блок описывает грязный зловонный […]...
- Стихотворений «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина и «Сияла ночь» А. А. Фета (Сравнительный анализ) В творчестве Александра Сергеевича Пушкина и Афанасия Афанасьевича Фета большое внимание уделено любовной лирике. И не случайно. Важную роль в жизни поэтов играли чувства и переживания. Стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и стихотворение А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» очень схожи по своему сюжету. Поначалу и А. С. Пушкин, […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Первое возвращение» Покинув Царское Село в отроческом возрасте, молодая Ахматова вернулась в родные места замужней женщиной. После бурлящего потока парижской жизни город показался ей «совсем мертвым», не соответствующим радостным детским воспоминаниям. Противоречивые эмоции автора, связанные с возвращением после пятилетней разлуки, отразились в произведении 1910 г. Смятение и тревога владеют душой лирической героини. Причина тому — «истомная скука» […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, — незнакомкой, продажной женщиной. Рассмотрим эту […]...
- А. А. Фет «Какая ночь! Как воздух чист…» и Ф. И. Тютчев «Летний вечер» (Сравнительный анализ) Стихотворения А. Фета и Ф. Тютчева посвящены теме ночи. В обоих произведениях нет сюжета, так же можно отметить, что человек и природа взаимосвязаны. Эти моменты показывают поэтов схожими. Основная мысль в стихотворении «Какая ночь!» заключена в том, что ночь — это почти тоже самое, что и день, но ночь намного спокойнее и тише, поэтому и […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой А. А. «Я пришла к поэту в гости…» Стихотворение А. А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого […]...
- Сравнительный анализ Фет «Еще весны душистой нега» и Тютчев «Еще земли печален вид» (Сравнительный анализ) Федор Иванович Тютчев — великий русский поэт, лирик, дипломат, философ. Честно говоря, философия, с которой я довольно близко познакомилась в этом году, не породила во мне чувства заинтересованности, но философия, затронутая и раскрытая литературным языком, литературными произведениями, для меня всегда казалась чем-то совершенно непохожим на все остальное, что могло называться философией. Федор Иванович был действительно […]...
- Анализ стихотворение «В будущем» В. Я. Брюсова (Сравнительный анализ) Стихотворение В. Я. Брюсова «В будущем», одно из красивейших и душевных стихотворений поэта. Оно не самое известное среди читателей, но его душевность, лиричность просто околдовывают. Стихотворение небольшое, состоит из трех строф. В каждой строфе по четыре строки. Используется перекрестная рифма. Сразу же, с первой строки, в первой строфе звучит романтическое настроение поэта. Слова «аромате азалий» […]...
- Анализ стихотворения Блока «Пусть светит месяц — ночь темна Роман Александра Блока и Любови Менделеевой трудно назвать бурным и окруженным романтическим флером. Тем не менее, юный поэт, встретивший на даче Шахматово свою детскую подругу, в прямом смысле слова потерял голову от 16-летней гимназистки. Блок еще не знал о том, что любовь далеко не всегда бывает взаимной, и ждал удобного случая, чтобы рассказать о своих […]...
- Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» и Блока «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…» СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» И БЛОКА «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…» При поверхностном взгляде на стихотворения может показаться, что Блок во многом повторяет схему развития лирического сюжета у Пушкина. Начать хотя бы с того, что совпадает количество строф (по шесть), структура строфы (четырехстишие) и способ рифмовки (перекрестная). Оба стихотворения написаны ямбом. четырехстопным у […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью В литературе двадцатого века были сформированы определенные повторяющиеся темы, одна из которых является темой времени. «Белая ночь» — одно из немногих ранних стихотворений Ахматовой, в которых работа временных отношений — возможности прошлого, настоящего и будущего, сходящиеся как химические элементы в постоянно меняющихся гибридных комбинациях с непредсказуемыми свойствами — как основа человеческого опыт рассматривается как важное […]...
- Анализ стихотворения Бродского И. А. «На столетие Анны Ахматовой» Стихотворение И. А. Бродского «На столетие Анны Ахматовой» посвящено памяти поэтессы, которую поэт считал своей наставницей в литературе. Известно, что И. А. Бродского и А. А. Ахматову при жизни связывали теплые отношения. И. А. Бродский входит в ленинградский ахматовский поэтический кружок — группу молодых поэтов, опекавших Анну Андреевну в последние годы ее жизни. Кроме И. […]...
- «Сероглазый король» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение «Сероглазый король», относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы. Спор о том, кто является лирическим героем стихотворения, продолжается до сих пор: ни один из мужчин, находящихся в окружении Ахматовой в это время не подходит под описание «короля». Критики склонны сойтись во мнении, […]...
- «Мужество» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение Анны Ахматовой — «Мужество» было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите своей Родины от несчастья, которое ее настигло — от войны. Все содержание стиха заключается в его названии. Данное стихотворение — это крик души поэта, наставление гражданам — не опускать руки и быть мужественными. В строках: […]...
- Анализ стихотворения Фета «Благовонная ночь, благодатная ночь…» К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что «ночью как-то вольнее дышать мне». В другом говорит: «Каждое чувство бывает понятней мне ночью…». В лирике Фета ночь не […]...
- «Сад» анализ стихотворения Анны Ахматовой Стихотворение «Сад» Анны Ахматовой — необыкновенно выразительное произведение, где в четырех строфах раскрыта целая философия. Оно относится к ранней поэзии Анны Андреевны: в момент написания, в 1911 году, поэтессе было лишь 22 года. Начиная анализ стихотворения, сразу можно выделить главное: сюжет произведения основан на сопоставлении. Главной темой является увядание природы и вместе с ней человеческой […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями — литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящено данная баллада.. Читая его, становится понятно, что тот, кому она была посвящена, был горячо любим и невероятно дорог. Но дело все в том, что у великой поэтессы не было, как выяснили после, не было молодого […]...
- «Ты выдумал меня» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение «Ты выдумал меня» (в некоторых изданиях публикуется под названием «Воспоминание»), написанное Анной Ахматовой в усадьбе Старки под Коломной 18 августа 1956 года, вошло в поздний цикл стихов «Шиповник цветет». Поэтесса прервала вынужденное молчание, вызванное официальным изгнанием ее из печати в 1946 году. В 1963 году Ахматова при подготовке цикла к публикации в сборнике «Бег […]...
- Анализ стихотворения «Родная земля» А. А. Ахматовой Эпиграфом стихотворения стали постреволюционные строчки Ахматовой: Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам. Это осознанное признание в любви своей родине. Земля — это и Отечество, и почва, которая тоже — родная: Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею. Метафорические образы «грязь на калошах» и «хруст на […]...
- Анализ стихотворения «Я пришла к поэту в гости…» Ахматовой А. А «Я пришла к поэту в гости…» Стихотворение А. А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости… » имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А. А. Ахматова принесла А. А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок». […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти Сергея Есенина Стихотворение «Памяти Сергея Есенина» было написано Ахматовой в 1925 году, а опубликовано лишь в 1968 год уже после ее смерти. Это скорбящее стихотворение о трагической судьбе поэта. «Бездумно и безбольно догореть», звучит, будто цитата из стихотворения Есенина, так точно Ахматова говорит о поэте, словно его ж словами. Она знает о том, что его смерть не […]...
- Анализ стихотворения «Сияла ночь» Фет «Сияла ночь» (1877). Стихотворение относится к любовной лирике Фета и посвящено Татьяне Андреевне Берс, сестре Софьи Андреевны Толстой. Сам текст произведения — не столько о чувстве поэта, а о высокой человеческой любви. Здесь переданы одновременно и волнения поэта, и переживания лирического героя, и воспоминания читателя. Лирический герой переживает две встречи с возлюбленной, между которыми — […]...