Cтихотворения А. Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека” и А. Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” (Сравнительный анализ)

Доказать, что одно стихотворение принадлежит символизму, другое – акмеизму.

Оба стихотворения без названия и короткие, что характерно для жанра лирической миниатюры. Сходны стихотворения и лирическим зачином: одинаковые синтаксические конструкции (назывные предложения). Но они отличны по своему метафорическому наполнению.

Ночь у символистов – символ тайны мироздания, эмблема безрадостной жизни. Улица символизирует одиночество человека в огромном городе. Фонарь – символ иллюзорности жизни, призрачной надежды.

Аптека

– символ болезненности мира.

У Ахматовой начало можно прочитать как дневниковую запись; время лишь фиксируется. Вступление – взгляд из окна, лирическая зарисовка. Стихотворения схожи малым числом тропов.

Хотя у Блока присутствуют типичные для символистов эпитеты: “бессмысленный и тусклый свет”, “ледяная рябь канала”, назначение которых – выразить трагическое мировосприятие поэта.

Важную роль выполняет тире. Эти риторические приемы противопоставляют жизнь и смерть, вечность и мгновение.

Совсем иная партитура стиха у Ахматовой: ее речь проста, даже прозаична, о чем свидетельствует

преднамеренное снижение образа любви: “Сочинил же какой-то бездельник,/ Что бывает любовь на земле”.

Блок пишет четырехстопным ямбом с использованием спандеев и пирихиев, это придает стихотворению тревожную тональность. Стихотворение Ахматовой написано трехстопным анапестом, что способствует прозаичности стиха, создает интимность его содержания.

Английский поэт 19 века Кольридж сказал: “Поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке”.

Чувство сопричастности к великой поэзии возникает тогда, когда говоря о себе поэт находит завершенное воплощение мыслям и чувствам читателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Cтихотворения А. Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека” и А. Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” (Сравнительный анализ)