Cочинение Печорин герой своего времени
Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке философских вопросов, причем не в форме абстрактных рассуждений, а в живых человеческих судьбах. Типичный герой русской литературы – человек идейно-нравственного поиска, настолько глубокого, что разрешить для себя вопросы “зачем жить?”, “что есть добро, а что зло?”, “что надо любить, что ненавидеть?” и другие становится для него потребностью, гораздо более острой, чем любая другая. По точному выражению одного из героев Достоевского, таким людям “не надобно
Именно благодаря такому герою столь высок идейно-нравственный потенциал русской литературы.
Первым собственно философским романом в русской литературе был, вероятно, роман Лермонтова “Герой нашего времени”. Его главный герой, Печорин, – человек, готовый проницательно и бесстрашно размышлять о глубинных нравственно-философских основаниях как мира в целом, так и отдельного человека в мире. Его главный вопрос – “для какой цели я родился?” Печорин чувствует, что эта цель была, только угадать ее не может.
Почему? Прежде всего потому, что поставил
Превыше всего на свете Печорин ценит свою свободу. “Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… “о свободы моей не продам”, – говорит он. Это – естественное мироощущение человека 30-х годов, эпохи, когда личная свобода была для мыслящего человека действительно единственной и неоспоримой ценностью. Но уже Онегин в пушкинском романе не случайно называет свою свободу “постылой”: свобода без возможности ее применить порождает в Онегине хандру.
Не таков Печорин. Если Онегин твердо знает, что от хандры нет спасения, а в жизни заведомо нет высокого смысла, то Печорин ищет этот смысл всю свою жизнь. Он ищет, к чему бы он мог применить свою свободу и те необъятные силы, которыми наделен.
И здесь перед ним встает вопрос о высших ценностях, об устройстве мироздания. Печорин по натуре такой человек, что не может удовлетвориться малым: он не найдет удовлетворения даже в гражданской деятельности на благо общества, как не находит его в своих победах над светским обществом – все это для него слишком мелко. Его, очевидно, может удовлетворить лишь подвиг мирового масштаба, выполнение божественного предназначения. Но есть ли Бог?
Есть ли предопределение и предначертание, указывающее человеку цель? И если есть, то как все эго совместить со свободой личности? Если есть предопределение, то “зачем человеку даны разум и воля?” – недоумевает Печорин. Вся жизнь Печорина, проходящая перед читателем, есть экспериментальная проверка идеи предопределения.
И всякий раз Печорин так и остается в недоумении: что же действительно управляет человеческой жизнью – собственная воля человека, слепой случай или божественное провидение. И даже события, описанные в “Фаталисте”, не убеждают Печорина в том, что есть предопределение. Он остается с ощущением, что его воля торжествует над обстоятельствами жизни и в известном смысле даже управляет ими.
Но сомнение остается; цель, ради которой Печорин наделен необыкновенными умом и волей, предчувствуется им, но не понимается. А сомнение лишает человека импульса действия, и Печорин бессмысленно гибнет, так и не найдя ни применения своим силам, ни истины, ни смысла жизни. Но путь идейно-нравственных исканий лермонтовского героя не был бессмысленным, он возвысил героя над толпой ленивых и довольных людей, наполнил его жизнь, хотя и принес в конечном итоге разочарование и трагедию. С точки зрения Лермонтова-романтика, иначе и быть не могло: незаурядный человек, обреченный на сомнения и бездействие, без ясного понимания смысла и цели жизни, обречен либо погибнуть, либо сойти с ума “как гений, прикованный к чиновническому столу”.
Образ Печорина – одновременно па- мятник людям эпохи 30-х годов XIX века и символ вечного в человеке во все времена чувства внутренней неуспокоенности, неудовлетворения, стремления и порывов к идеалу. Лермонтовский герой – родоначальник всех героев русской литературы, взыскующих истины, отдающих жизнь ради познания цели и смысла бытия, тех, кто не может жить, не разрешив для себя вековечных “проклятых вопросов”.