Cочинение Печорин герой своего времени

Русскую литературу всегда отличало тяготение к поста­новке философских вопросов, причем не в форме абстрактных рассуждений, а в живых человеческих судьбах. Типичный ге­рой русской литературы – человек идейно-нравственного по­иска, настолько глубокого, что разрешить для себя вопросы “зачем жить?”, “что есть добро, а что зло?”, “что надо лю­бить, что ненавидеть?” и другие становится для него потреб­ностью, гораздо более острой, чем любая другая. По точному выражению одного из героев Достоевского, таким людям “не надобно

миллионов, а надобно мысль разрешить”.

Именно благодаря такому герою столь высок идейно-нравственный потенциал русской литературы.

Первым собственно философским романом в русской ли­тературе был, вероятно, роман Лермонтова “Герой нашего времени”. Его главный герой, Печорин, – человек, готовый проницательно и бесстрашно размышлять о глубинных нрав­ственно-философских основаниях как мира в целом, так и от­дельного человека в мире. Его главный вопрос – “для какой цели я родился?” Печорин чувствует, что эта цель была, толь­ко угадать ее не может.

Почему? Прежде всего потому, что поставил

перед собой вопрос, на который нет удовлетвори­тельного ответа. Это вопрос о Боге и предопределении.

Превыше всего на свете Печорин ценит свою свободу. “Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… “о свободы моей не продам”, – говорит он. Это – естественное мироощущение человека 30-х годов, эпохи, когда личная сво­бода была для мыслящего человека действительно единствен­ной и неоспоримой ценностью. Но уже Онегин в пушкинском романе не случайно называет свою свободу “постылой”: свобо­да без возможности ее применить порождает в Онегине хандру.

Не таков Печорин. Если Онегин твердо знает, что от хандры нет спасения, а в жизни заведомо нет высокого смысла, то Печорин ищет этот смысл всю свою жизнь. Он ищет, к чему бы он мог применить свою свободу и те необъятные силы, которыми наделен.

И здесь перед ним встает вопрос о высших ценностях, об устройстве мироздания. Печорин по натуре такой человек, что не может удовлетвориться малым: он не найдет удовлетво­рения даже в гражданской деятельности на благо общества, как не находит его в своих победах над светским обществом – все это для него слишком мелко. Его, очевидно, может удовлетво­рить лишь подвиг мирового масштаба, выполнение божествен­ного предназначения. Но есть ли Бог?

Есть ли предопределение и предначертание, указывающее человеку цель? И если есть, то как все эго совместить со свободой личности? Если есть предо­пределение, то “зачем человеку даны разум и воля?” – недо­умевает Печорин. Вся жизнь Печорина, проходящая перед читателем, есть экспериментальная проверка идеи предопреде­ления.

И всякий раз Печорин так и остается в недоумении: что же действительно управляет человеческой жизнью – собст­венная воля человека, слепой случай или божественное прови­дение. И даже события, описанные в “Фаталисте”, не убеждают Печорина в том, что есть предопределение. Он остается с ощу­щением, что его воля торжествует над обстоятельствами жизни и в известном смысле даже управляет ими.

Но сомнение остает­ся; цель, ради которой Печорин наделен необыкновенными умом и волей, предчувствуется им, но не понимается. А сомне­ние лишает человека импульса действия, и Печорин бессмыс­ленно гибнет, так и не найдя ни применения своим силам, ни истины, ни смысла жизни. Но путь идейно-нравственных иска­ний лермонтовского героя не был бессмысленным, он возвысил героя над толпой ленивых и довольных людей, наполнил его жизнь, хотя и принес в конечном итоге разочарование и траге­дию. С точки зрения Лермонтова-романтика, иначе и быть не могло: незаурядный человек, обреченный на сомнения и без­действие, без ясного понимания смысла и цели жизни, обречен либо погибнуть, либо сойти с ума “как гений, прикованный к чиновническому столу”.

Образ Печорина – одновременно па- мятник людям эпохи 30-х годов XIX века и символ вечного в человеке во все времена чувства внутренней неуспокоенности, неудовлетворения, стремления и порывов к идеалу. Лермонтов­ский герой – родоначальник всех героев русской литературы, взыскующих истины, отдающих жизнь ради познания цели и смысла бытия, тех, кто не может жить, не разрешив для себя вековечных “проклятых вопросов”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Cочинение Печорин герой своего времени