Цикл стихотворений “Народное чествование Лoпe де Веги”

Цикл стихотворений “Народное чествование Лoпe де Веги” появился весной 1935 г., когда весь мир отмечал 300-летие со дня смерти великого испанского драматурга-гуманиста. Всего восемь лет отделяют эти стихи от поэмы “Третье одиночество”, которой Альберти ознаменовал в свое время юбилей Гонгоры. Но тогда обращение к прошлому означало для поэта отрешение от современности, погружение в мир “чистой” поэзии.

Теперь он воспринимает Лопе де Бегу как своего современника, как поэта, творчество которого – пример активного вторжения в жизнь.

Недаром к открывающему цикл стихотворению “Диалог между революцией и поэтом” (Dialoguillo de la Revolution у el poeta) Альберти ставит эпиграфом слова Лопе: “Следуй примеру, в мой облик вглядись…”, а в самом стихотворении эти же слова вкладывает в уста Революции. Эта тема единения поэта и народа (“Если тебя потеряю, алая слава, то где я себя найду?”) звучит и в стихотворении “Если бы Лопе воскрес…” (Si Lope resucitara). Центральное место в цикле занимают стихотворения, в которых Альберти говорит об октябрьском восстаний в Астурии.

Среди них – широко известное стихотворение “Либертария Лафуэнте” (Libertaria Lafuente), ставшее в Испании народной песней. Эта удивительная по силе пронизывающего ее чувства элегия посвящена памяти астурийской комсомолки Айды Лафуэнте, прикрывшей со своим пулеметом отход отряда астурийских горняков и погибшей в неравной схватке с карателями. Назвав Аиду “Либертарией” (Освободительницей), поэт превращает образ героической девушки в символ Революции, непобедимой, несмотря на все поражения.

И в этом цикле и еще более в цикле “Осел, начиненный взрывчаткой” раскрывается новая грань в даровании Альберти – талант поэта-сатирика. Большинство сатирических стрел обращено против испанской церкви, поддерживавшей реакцию. Таковы, например, стихотворения “Нунцию его святейшества в Испании” (Al Nuncio de S. S. en Espafia), “Церковь балансирует на канате” (La iglesia marcha sobre la cuerda floja) и др. В этих произведениях Альберти впервые прибегает к таким сатирическим приемам, как контрастное столкновение на первьш взгляд несовместимых понятий (…Dios, el guia de su secreta policia), игра слов (чего стоит, например, su excrementisimo вместо su exlentisimo), игра на многозначности и созвучии слов (burro que borra, barre у que burrea burreando en zig-zag, burro barreno) и т. п.



Цикл стихотворений “Народное чествование Лoпe де Веги”