Что такое хлестаковщина?
Произведение По комедии Н. В. Гоголя » Ревизор «.
Появление комедии «Ревизор» в 1836 году вызвало в обществе возвышенное волнующее чувство. Весна в этом году подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия «Ревизор» не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами.
Вспомним отрицательных героев популярных «милицейских» сериалов — чем не герои Гоголя, только сделались более хладнокровными и жестокими? Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков
Хлестаков сделал все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком — двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого акта начиная понимать, что его принимают за несколько «государственного человека».
Что
Обращение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитрый и изворотливый и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный лгун. В каждой из ситуаций, он ведет себя как гениальный актер.
Можно себе представить, каково было театральном актеру, который впервые исполнял роль Хлестакова, — актера, играющего ревизора. Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он вовсе безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписаниям, хоть незначительного столичного чиновнишку.
Своеобразие характера, точнее, отсутствие характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в рамках этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои лица.
Среди списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит неизгладимое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид совсем не похож на человека, способного жестоко карать виновных.
Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образеХлестакова преувеличенный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты подхваченные от кого-то и плохо понятные французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения.
Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот персонаж духовно нищий и совсем неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее до бахвальства…».
Влияние комедии «Ревизор» на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, неправду, сквернословие, бахвальство в сочетании с крайней несерьезностью.
Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора — Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.