Что такое символизм? (на примере творчества Блока)
Первые символисты, во главе с Жаном Мореасом, появились во Франции еще в 1886 году. В России были мало известны. Считается, что первые робкие шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Для него символизм 90-х г. – в первую очередь “поэзия намеков”, для Бальмонта – “изысканность русской медлительной речи” и т. д. Все символисты были очень разные.
Но все они стремились продемонстрировать обостренную чувственность, непонятные обычному человеку переживания, неожиданные ведения. Еще одним человеком, повлиявшим на мировоззрение
Их так и называли – “соловьевцами”.
Это у Соловьева впервые появляются такие термины, как “Красота”, “вечная Женственность”, которые очень часто встречались в разных стихах Блока. Вообще у символистов Красота – единственная сила, способная “мир спасти”, она выше этики, долга, чести: А ты Елена, клятвы мира И долг нарушив, – ты чиста. Тебя прославить песнь О мира, Затем, что вся надежда мира – Дочь белой Леды – Красота (Мережковский) Красота – единственное,
Сологуб тоскует о мире красоты. Где ты делась, несказанная Тайна жизни, красота? Хоть бы в дымке сновидения Ты порой явилась мне, Хоть бы поступью ведения В краткий час уединения Проскользнула в тишине.
Красота играет определенною роль в творчестве В. Брюсова. А я всегда, неизменно, Молюсь неземной красоте. У Бальмонта, автора “Литургии Красоты”, красота – основа мира его главная “идея”.
Милый брат и я и ты Мы только грезы Красоты.
Вячеслав Иванов даже назвал свой первый лирический сборник “Красота”. Идеи спасающий мир Красоты господствуют и лирике, и в первых “симфония” А. Белого и утверждаются как основная тема “соловьевцев” 1900 – х год. в “Стихах о Прекрасной Даме”. Еще одна важная черта “соловьевского” мировоззрения – это идея платоновского “двоемирия”.
То есть существования иных миров, которые можно постичь только путем искусства, глубже проникнув в суть всех мировых явлений. “Мы не замкнуты безнадежно в этой “голубой тюрьме”… Из нее есть выход на волю, есть просветы… те мгновения сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений… Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения” – писал В. Брюсов в программной статье “Ключи Тайн” (1904 г.) Искусство – “познание мира вне рассудочных форм, вне мышления…”, т. е. наиболее глубокое и адекватное для символиста познание.
Важной чертой символизма, был “мифологизм” – восприятие мира, как мифа, “творимой легенды”.
Примеры такого восприятия мира символизм находил, в частности, в философии В. Соловьева. Здесь мы видим постоянную борьбу так называемой “Души Мира” с материальным миром зла Хаоса. Этот миф породил множество других, например, сологубовский миф о Недотыкомке, миф о новых аргонавтах у Белого, о Дионисе, Эросе или о страннике, плывущем в поисках истины, В. Иванова, о Прекрасной Даме у Блока или о России, как Спящий Царевне и др.
Интересно то, что символисты называя явление земного мира, одновременно подразумевают и все то, что “соответствует” этому явлению в “иных мирах”, а так как миры бесконечны, то и значения явления для символиста безграничны. Но при этом мир для символизма – не просто разрозненные ряды “соответствующих” друг другу явлений. И земная действительность и “миры иные” – это совершенные, живые единства, находящиеся в полной гармонии друг с другом. Что касается развития символизма в России, то в литературе используется деление символистов на “старших” (“декадентов”) и “младших” (мистиков – “соловьевцев”).
И все же в становлении русского символизма легко вычислить три этапа. Первый период, как известно – 1890 – е годы.
С этим этапом Блок, начавший серьезно писать в конце десятилетия (“Отроческие стихи”, 1897), прямо не связан. Однако в самом конце 1890-х – начала 1900-х годов он становится внимательным читателем произведений “нового искусства”, а борьба символистов начала века многое определит в блоковском творчестве. Особенность первого периода истории символизма обусловлены эпохой. На него повлияли и кризис народничества, и реформы правительства и многое другое. “Декадент”1890-х годов отвергает современность: Я действительности нашей не вижу Я не знаю нашего века (Брюсов) Он отказывается от любой веры – от веры “в бога и людей”: Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах (Сологуб) “Декадент” “Ненавидит Родину” (Брюсов) и вообще все реальное.
В стихах все больше акцента делается на собственное “Я”. Я – бог таинственного мира (Сологуб) …и себя я искренно, хоть первый миг, любил. (Добролюбов)
Символизм второй волны (1900-1907) рождается вместе с общественным предреволюционным подъемом. Тенденция максимального отделения “нового искусства” от традиций современности изменяется в 1900-х годах противоположной установкой увидеть ” символизм всего”. Под влиянием грозовой атмосферы революции, символизм осознает себя частью национальной культуры, вписывается в нее и во многом обновляет.
Наконец, этап истории русского символизма (1908 – начало 1910-х гг.), справедливо определяется как период “кризиса символизма”. Действительно, символизм уже показал себя во всех своих формах. И как “неприятие мира” в 1890-х годах, как восторг мятежа проявился в годы революции “Кризис” проявляется как творческий спад у многих “метров” символизма или их отход от “нового искусства”.
С середины 1910-х годов о символизме в целом можно было говорить в прошедшем времени. Лишь при таком ограничении его можно воспринимать как яркую и оригинальную страницу русской (да и мировой) культуры.