Что такое Обломовщина и ее влияние по роману Обломов (Гончаров И. А.)



Вся жизнь “обломовцев” представляла картину мертвенного сна и застоя; она заключалась в “ленивом переползании изо дня в день”, в однообразном повторении одних и тех же моментов; она была лишена всякого внутреннего содержания и походила скорее на полуживотное прозябание, чем на сознательную человеческую жизнь. Никакие умственные интересы, ни живые стремления, ни сильные чувства и страсти не волновали “обломовцев”: они жили в своем тесном кругу, словно отделенные от остального мира высокой стеной, из-за которой до них доходили лишь неясные слухи. Поэтому никакие новые веяния не проникали в их тихий уголок, и они жили “как отцы и деды”, всецело подчиняясь в своей жизни установившимся традициям, в точности исполняя все предписываемые ею обычаи и обряды, наблюдая приметы и поверья седой старины.

Выше всего “обломовцы” ценили душевное и телесное спокойствие, и потому не только чуждались всякого новшества, могущего вывести их из привычной колеи, но и недоверчиво относились ко всему, что проникало к ним из внешнего мира, боясь всяких забот и неожиданностей:

эта черта ясно сказывается в эпизоде с письмом, так комически рассказанном Гончаровым; этот же эпизод характеризует и замкнутость обломовской жизни, Хозяйством “обломовцы” в общем занимались мало и велось оно по старой системе, без всяких улучшений и нововведений; заботы их, главным образом, касались того, что относится к кухне и к кладовой, потому что главным интересом в жизни “обломовцев” был обед, и об обеде каждый день совещались подолгу и целым домом.

В общем, жизнь “обломовцев” близко напоминала быт “старосветских помещиков”, изображенный Гоголем; впрочем, это и понятно, потому что внешние условия существования были одинаковы.

Главным условием, обеспечивавшим спокойную и праздную жизнь “обломовцев”, было крепостное право. Обитатели Обломовки знали, что “есть в доме ходящее около них и промышляющее око и непокладные руки, которые обошьют их, накормят, напоят, оденут, обуют и спать положат”, и потому спокойно и беззаботно отдавались своему ленивому существованию. Впрочем, отношения между господами и крестьянами были основаны в Обломовке на мирных и патриархальных началах; владельцы Обломовки отнюдь не притесняли своих крепостных, относились к ним хорошо и доброжелательно, во-первых, потому, что были добрые господа, а во-вторых, потому, что жизненные потребности их были очень невелики и вполне удовлетворялись тем, что производила благодатная природа Обломовки.

Со своей стороны и крестьяне относились к господам с полной доверчивостью и уважением; тем более, что по взглядам, чувствам и симпатиям, по общему миросозерцанию, между теми и другими вовсе не было существенной разницы: обломовские привычки, обломовское отношение к жизни распространялось не только на многочисленную и ленивую дворню, прекрасным представителем которой является Захар, но и на крепостных крестьян: Анисим Суслов, живущий в избушке, висящей на краю оврага, и в течение многих лет не подумавший о том, чтобы построить себе новую, на более удобном и безопасном месте, такой же типичный “обломовец”, как и владельцы Обломовки.

Таковы были условия, среди которых развивался характер Обломова. Условия эти, конечно, не могли способствовать выработке в нем энергии, настойчивости, предприимчивости, знания жизни и людей. Привыкнув с детства видеть вокруг себя картину сонного и бездейственного существования, Обломов невольно стал считать такую жизнь нормальной.

Привыкнув жить на всем готовом, не делая никаких усилий для удовлетворения своих потребностей или желаний, Обломов, наконец, утратил самую способность к напряжению воли, и всякое действие, требующее с его стороны известного расхода энергии, стало ему казаться тяжестью неудобоносимой, а полный покой и бездейственность – высшим идеалом жизни. Таким образом развилось в нем то безволие и апатия, которые приковали его к мягкому дивану, довели этого умного и сердечного человека до жалкого прозябания и, наконец, до гибели нравственной и физической. Причиной этого яда, сгубившего Обломова, была “обломовщина”, которая, в свою очередь, является естественным результатом крепостного права, на почве которого она только и могла так пышно развиться.

В. Саводник

Источники:

    Пишем сочинения по роману И. А. Гончарова “Обломов”. – М.: Грамотей, 2005.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Что такое Обломовщина и ее влияние по роману Обломов (Гончаров И. А.)