Что такое КУЛЬМИНАЦИЯ
КУЛЬМИНАЦИЯ – сюжетный элемент (см. Сюжет), момент высшего напряжения и обострения конфликта, когда он более не в состоянии развиваться и приводить в движение развитие действия, а должен быть так или иначе разрешен, по этому за кульминацией обыкновенно сразу же следует развязка. Так, в “Горе от ума” Грибоедова кульминацией является последняя сцена (непосредственно перед финальным монологом Чацкого и его отъездом), в которой выясняется притворство Молчалина в его отношении к Софье, а Чацкий узнает, что сплетне о сумасшествии он обязан Софье.
Следует иметь в виду, что в достаточно крупных произведениях могут быть несколько частных кульминаций по ходу действия: так, в каждой повести в романе Лермонтова “Герой нашего времени” своя кульминация; в “Преступлении и наказании” Достоевского наряду с общей кульминацией (покаяние и признание Раскольникова в убийстве) существует еще ряд кульминационных точек: убийство Алены Ивановны, смерть Мармеладова, диалоги Раскольникова с Порфирием Петровичем и с Соней, сумасшествие и смерть Катерины Ивановны и др.
- Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова < p>1. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. 2. Образ героя 30-х гг. XIX в. 3. Композиция романа “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии личности Печорина. 4. “Лишние люди” в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 5. Печорин и Грушницкий. 6. Женские образы в романе […]...
- Кульминация по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису. В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой […]...
- Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Экспозиция (от латинского expositio – изложение, объяснение) – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция […]...
- Элементы сюжета, Определение Движение сюжетного действия возможно благодаря развитию конфликта. В зависимости от того, какую ступень в этом развитии проходит конфликт, различают так называемые элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог. Экспозиция знакомит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. Завязка – это возникновение или обнаружение конфликта. Развитием действия называется этап движения сюжета […]...
- Что такое РОМАНТИКА РОМАНТИКА – вид пафоса, представляющий собой переживание того или иного возвышенного идеала и эмоциональное стремление к нему. В отличие от героического романтика – это область мечты, не переходящей в действие. Романтический пафос в той или иной мере свойствен таким произведениям, как баллады и элегии Жуковского, “южные” поэмы Пушкина, “Мцыри” и “Демон” Лермонтова, “Соловьиный сад” Блока, […]...
- Что такое ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА – основной вопрос, поставленный в литературном произведении, например, вопрос о смысле жизни в “Герое нашего времени” Лермонтова, вопрос о национальной самобытности России в поэме Гоголя “Мертвые души” или в стихотворении Тютчева “Умом Россию не понять…”. По ходу произведения проблема может получить то или иное решение, обыкновенно выражающееся в художественной идее (например, проблема “крови по […]...
- Что такое КОМПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен…” основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспоминаниями лирического героя о “дивном царстве”, в романе Толстого “Война и мир” – противоречие между ложным и истинным, […]...
- Почему бородинское сражение – кульминация произведения Почему бородинское сражение – кульминация произведения , по мысли Толстого? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”) “Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В “Войне и мире” я любил “мысль народную” вследствие войны 1812 года”, – писал Л.Н. Толстой. Любимая мысль писателя, “мысль народная”, реализуется При создании сцен Бородинского сражения. Бородинское […]...
- Кульминация “катастрофы” Раскольникова Вторая часть представляет собой как бы катастрофу, разрешение той высшей степени душевного и физического напряжения, которым закончилось “действие” первой части. Вторая часть начинается со сцепы обморока Раскольникова в полицейской конторе и кончается сценой обморока – при встрече с матерью и сестрой. А между двумя обмороками – движение двух ощущений: ощущения животной радости, что никто еще […]...
- Что такое ИДЕЯ художественная ИДЕЯ художественная – составная часть художественного содержания (см. Содержание и форма), главная обобщающая мысль или система таких мыслей в художественном произведении. Иногда идея формулируется самим автором в тексте художественного произведения (мораль в басне, “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды” в “Войне и мире” Толстого и т.п.), но чаще она как бы “пропитывает” […]...
- Кульминация драмы Островского “Бесприданница” Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились как соперники “блестящий барин” и жалкий, хотя и задиристый мелкий чиновник. Поединок между ними возникает неожиданно и, очевидно, независимо от намерений героев, но Паратов идет на этот поединок охотно. Он пользуется случаем, чтобы унизить, уничтожить […]...
- Сочинение: Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького “Челкаш” Вопрос экзаменационного билета (билет № 15, вопрос 2) Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького “Челкаш” Ранний период творчества Максима Горького характеризуется созданием ряда произведений романтической направленности. Романтическое искусство отличается подчеркнутой яркостью человеческих характеров и повышенным драматизмом жизненных обстоятельств. В таких рассказах, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, писатель использует […]...
- Что такое СЮЖЕТ СЮЖЕТ – система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. Движение сюжета определяется конфликтом и происходит, как правило, через взаимодействие персонажей. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова “Ионыч” сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора […]...
- Что такое мораль? (по роману “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание – пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В своем романе Достоевский показал один из путей к достижению истины. Мы можем видеть другие пути […]...
- Что такое Портрет? Определение Портрет (франц. portrait – изображать) – описание внешности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения – жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, речью, является важнейшим средством характеристики персонажа. Типическое и индивидуальное – важнейшие составляющие художественного портрета. […]...
- Что такое Повесть? Определение Повесть – средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с рассказом и романом), ровный темп повествования, равномерное распределение сюжетного напряжения по ряду ситуаций, простота композиции, хроникальное расположение материала. Тематика данных произведений может быть различной: повесть может иметь героическое, романтическое или […]...
- Что явилось причиной преступления Раскольникова? Что явилось причиной преступления Раскольникова? а. Злость на старуху-процентщицу б. Бедность в. Желание самоутверждения г. Жажда свободы Кто является кумиром Раскольникова? а. Робеспьер б. Наполеон в. Александр Македонский г. Гораций Кто в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” воплощает христианский идеал самопожертвования? а. Марфа Петровна Свидригайлова б. Дуня Раскольникова в. Соня Мармеладова г. Катерина […]...
- Тест к роману “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского 1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня […]...
- Бородинская битва – кульминация романа Л. Н. Толстого “Война и мир” 26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого – это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев – Андрея и Пьера. Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. […]...
- Что такое РОМАН РОМАН – жанр эпоса, имеет относительно большой объем и часто стремится к тому, чтобы создать законченную и полную картину жизни. Главной проблемой романа является проблема личности, ее судьбы, идейно-нравственных исканий, духовного развития. Реалистический (см. Реализм) роман XIX-XX вв. обыкновенно исследует связи человека и общества. Философский роман ставит во главу угла такие “вечные” вопросы, как смысл […]...
- Что такое ТРАГИЧЕСКОЕ ТРАГИЧЕСКОЕ – вид пафоса, страдание и скорбь по каким-то возвышенным и безвозвратно утраченным ценностям. Трагической называют безвыходную ситуацию, порождающую у героя отчаяние, осознание невозможности жизни. В более широком смысле трагическое – это любое непоправимое несчастье. Трагическое очень часто опирается на трагический конфликт, который не может быть благополучно разрешен, а часто и вовсе не имеет решения. […]...
- Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей – характеризовать какого-либо героя (например, “лучистые глаза” характеризуют княжну Марью в “Войне и мире” Толстого), нравы общества (так, “уездной барышни альбом” в “Евгении Онегине” Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое […]...
- Романтизм и реализм в идейно-художественном мире романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Описание событий в романах и других произведениях Лермонтова стало предметом глубокого исследования еще при жизни поэта. Подтверждение тому – две большие статьи В. Г. Белинского (1840-1841), посвященные роману ” Герой нашего времени” и лирике Лермонтова. Многие ученые занимались изучением творчества Лермонтова, ему посвящены сотни статей и книг. Интересно, что с тех пор как Белинский отметил, […]...
- Сочинение на тему: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА КАК КУЛЬМИНАЦИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” События в романе-эпопее Л. Толстого “Война и мир” начинаются в 1805 году и заканчиваются в 1820 году. Из петербургского салона Анны Павловны Шерер писатель переносит нас в московский дом Ростовых, в дом графа Безухова, в имение Болконских, в Австрию. Мы становимся свидетелями именин Наташи Ростовой, присутствуем при умирании старого графа Безухова, на смотре войск под […]...
- Рассуждение 15.3 “что такое месть” (Гиа по русскому) Что же такое месть? Это действие, в ответ на обиду или оскорбление. Абсолютно низкий для человека поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным и уже не видно других путей решения проблемы. Во все времена люди прибегали к мщению, доказательства тому – литература. Негативные последствия мести можно обнаружить в романе Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой […]...
- Что такое ЛИРИКА ЛИРИКА – литературный род, в котором основным является выражение внутреннего мира человека, то есть его чувств, мыслей, переживаний, желаний и т.п. В лирике практически отсутствует сюжет, но есть конфликт и композиция, а художественные детали служат для раскрытия внутреннего мира лирического героя. Поэтому изображенный мир в лирике обладает большой степенью условности: так, в стихотворении Лермонтова “Утес” […]...
- Темы сочинений < p>1. Композиция романа “Преступление и наказание” и ее роль в раскрытии основной идеи произведения. 2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. 3. Отношение автора к герою в романе “Преступление и наказание”. 4. Противоречивость характера Раскольникова. 5. Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”. 6. Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе “Преступление и […]...
- Что такое Пейзаж? Определение Пейзаж (от франц. pays – страна, местность) – изображение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных движений. В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы олицетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, […]...
- Анализ эпизода смерти Катерины Ивановны (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Эпизод смерти Катерины Ивановны Мармеладовой завершает пятую, предпоследнюю часть романа “Преступление и наказание”. Начинается эпизод со сцены помешательства Мармеладовой на мосту (“На канаве, не очень далеко от моста…”) и заканчивается вместе с главой. Композиционное расположение эпизода смерти чрезвычайно важно. Вспомним, что перед ним идет решающий, имеющий поворотное значение в романе, разговор Сони и Родиона, разговор […]...
- Что такое Предикативность Предикативность (от позднелат. praedicatum “сказанное”) – это отношение высказывания к действительности, грамматически выражаемое категориями времени и модальности. Чтобы предложение могло активно участвовать в коммуникативном процессе, его содержание должно стать актуальным в момент речи, то есть должна быть установлена связь сообщаемого в предложении с действительностью. Это осуществляется посредством актуализации действия во времени (действие в предложении предшествует […]...
- Что такое человек и что такое жизнь в изображении Толстого в романе “Война и мир” Что такое человек и что такое жизнь в изображении Толстого в романе ВОЙНА И МИР. ” Война и мир ” – самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, охватывающее важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. В романе встречаются множество действующих лиц, начиная от простых людей, которых никто не замечал и не ценил, но от […]...
- Сочинение на тему: “Проблема ограничения свободы личности. Безответственность человека перед обществом. Что такое свобода?” Каждый из нас – индивид, отдельная крупинка в огромном обществе. От каждого из нас зависит наша история, жизнь общества, наше развитие. Именно поэтому мы должны отвечать за свои действия, не совершать непоправимо глупых поступков, стремиться к хорошему. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” рассуждает именно об этом. Писатель говорит о том, что […]...
- Почему в лирике Лермонтова такое место занимает тема одиночества? (План) “Поэт другой эпохи”. (Изменение положения поэта в обществе со времени Пушкина. Разрыв с аудиторией. Историческая обстановка: реакция 30-х годов XIX века (эпоха Николая I). Невозможность активного действия в этот период Поэзия Лермонтова – отражение настроения времени.) Тема одиночества – характерная тема для лирики Лермонтова. (Установка на противопоставление лирического “я” поэта и мира (“Нет, я не […]...
- Что такое Роман? Определение Роман (франц. roman or contre roman – рассказ на романском языке) – один из больших повествовательных прозаических жанров, воссоздающий всестороннюю картину жизни общества в тот или иной период через глубокий анализ частной человеческой судьбы, дающий характеры в их многогранности, в развитии и становлении. В центре внимания романиста – судьбы обыкновенных людей, их будничная, повседневная жизнь. Первоначально […]...
- Что такое СИМВОЛ СИМВОЛ – особый художественный образ, вид иносказания. Символ является широким обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному истолкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Например, образ паруса в одноименном стихотворении Лермонтова может быть истолкован как иносказательное изображение гордого и одинокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, […]...
- Определение Что такое Гипербола? Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – сильное преувеличение изображаемого явления. Преувеличение может относиться к характеру героя (скупость Плюшкина), может присутствовать в описании внешности (портрет ребенка-Пантагрюэля в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”), в интерьере (в романе А.С. Пушкина у Онегина “щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов”). Прием гиперболы часто использовали Н.В. Гоголь, Ф.М. […]...
- Что такое “Род литературы” РОД ЛИТЕРАТУРЫ – устойчивый (типологический) принцип оформления образного мира литературного произведения, определяющий характер его восприятия. Аристотель в “Поэтике” выделил три “способа подражания”. Соответственно этому разделению говорят о трех основных родах литературы: эпосе, лирике и драме. По отношению к воспринимающему эпос есть рассказ о событиях и состояниях, драма – их показ, лирика – их переживание как […]...
- Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткое изложение текста Стихотворения Жалобы турка Монолог Одиночество Звезда Предсказание Небо и звезды Волны и люди Мой Дом Мой демон Нет, я не Байрон, я другой… Я жить хочу! хочу печали… Парус Бородино Смерть поэта Узник Когда волнуется желтеющая нива… Молитва Кинжал Дума Молитва 1-е января И скучно и грустно Журналист, Читатель и Писатель Благодарность Тучи Прощай, немытая […]...
- Вопросы и ответы к разным произведениям и темам 1. Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. Тема – это жизненный материал, положенный в основу произведения. Темой комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова является быт и взгляды дворянско-чиновничьей Москвы, а шире – всей России. 2. Определите понятие “вечные образы”. Приведите примеры. “Вечные образы” – это мифологические и литературные персонажи, которые не однажды […]...
- Контрольное произведение по творчеству А. Пушкина и М. Лермонтова Цель: развивать письменную связную речь и творческие способности учеников; обобщить и систематизировать знания учеников по изученной теме; воспитывать стремление достичь высокого результата. Тип урока: контроль знаний и творческих умений. Ход урока. I. Сообщение темы и цели урока. II. Ознакомление с предложенными темами для написания произведений. Темы для произведений. 1) Изображение жизненных идеалов героев романа А. […]...