Что такое истина? (по роману “Мастер и Маргарита”)
В романе есть лишь единственный эпизод – отголосок чудес, совершаемых Иисусом и описанных в Евангелиях. “Что такое истина?” – этот вопрос Пилата относится к диалогу Иисуса и Пилата в Евангелии от Иоанна: “Пилат сказал ему: “Итак, Ты царь?
” Иисус отвечал: “Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает голоса моего”. Иешуа же на этот вопрос отвечает так: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…
Но мучения твои сейчас кончатся,
За Иешуа же шел лишь один Левий Матвей. Похоже, что прообразом Левия Матвея служит апостол Матфей, автор первого Евангелия (до встречи с Иисусом он был мытарем, то есть, также, как и Левий – сборщиком податей). Иешуа встретился с ним впервые на дороге в Виффагии. А Виффагия – небольшое поселение у Елеонской горы близ Иерусалима.
Отсюда началось, согласно Евангелиям, торжественное шествие Иисуса в Иерусалим. Кстати с этим библейским фактом тоже есть различия: Иисус в сопровождении своих учеников въезжает на осле в Иерусалим: “И когда он ехал, постилали
А когда он приблизился к спуску с горы Елернской, все множество учеников начало в радости велегласною славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий Господне! Мир на небесах и слава в вышних!
” (Евангелие от Луки). Когда Пилат спрашивает Иешуа правда ли то, что он “через Сузские ворота верхом на осле” въехал в город, тот отвечает, что у него “и осла-то никакого нет”. Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никто его тогда в Ершалаиме не знал.
Иешуа с человеком, предавшим его – Иудой из Кириафа, был знаком немного, а Иуда из Кариота был учеником Иисуса. Видимо, Булгаков не хотел заострять свое и внимание читателей на этом предательстве, а разобраться в отношениях Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. В Иерусалиме на суде над Иисусом лжесвидетели перед Синедрионом рассказывали: “…
Мы слышали, как он говорил: “Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный”. Булгаков пытается сделать из своего героя пророка.
Иешуа говорит: “Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…” Существенным отличием булгаковского героя от Иисуса Христа является и то, что Иисус не избегает конфликтов. “Суть и тон его речей, – считает С. С.
Аверинцев, – исключительны: слушающий должен либо уверовать, либо стать врагом… Отсюда неизбежность трагического конца”. А Иешуа Га-Ноцри?
Его слова и поступки совершенно лишены агрессивности. Кредо его жизни заключается в таких словах: “Правду говорить легко и приятно”. Правда для него заключается в том, что злых людей не бывает, есть несчастные.
Он – человек, проповедующий Любовь, в то время как Иисус – Мессия, утверждающий Истину. Уточню: нетерпимость Христа проявляется лишь в вопросах веры. В отношениях же между людьми Он учит: “…
Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Евангелие от Матфея 5, 39). Апостол Павел так уточняет эти слова: “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром”, то есть борись со злом, но при этом не приумножай его сам.
В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков дает нам свое толкование заповеди Иисуса Христа. Можем ли мы сказать, что слова апостола Павла применимы к Иешуа Га-Ноцри, булгаковскому Христу? Безусловно, потому что на протяжении всей своей жизни он ни на шаг не отступает от своего добра.
Оно уязвимо, но не презираемо, возможно, и оттого, что трудно презирать тех, кто не зная тебя, верит в твою доброту, расположен к тебе, независимо ни от чего. Мы не можем упрекнуть его в бездействии: он ищет встреч с людьми, готов говорить с каждым. Но он совершенно беззащитен перед жестокостью, цинизмом, предательством, потому что сам абсолютно добр.
И тем не менее неконфликтного Иешуа Га-Ноцри ожидает та же участь, что и “конфликтного” Иисуса Христа.
Почему? Не исключено, что здесь М. Булгаков подсказывает нам: распятие Христа – вовсе не следствие Его нетерпимости, как можно предположить, читая Евангелие. Дело в другом, более существенном.
Если не касаться религиозной стороны вопроса, причина гибели героя “Мастера и Маргариты”, как и его прообраза заключается в их отношении к власти, а точнее, к тому жизненному укладу, который эта власть олицетворяет и поддерживает. Общеизвестно, что Христос решительно разделял “кесарево” и “богово”. Тем не менее именно земная власть, светская (наместник Рима) и церковная (Синедрион), приговаривают его к смерти за земные преступления: Пилат осуждает Христа как государственного преступника, якобы претендующего на царский престол, хотя сам в этом сомневается; Синедрион – как лжепророка, богохульно называющего себя Сыном Божиим, хотя, как уточняет Евангелие, на самом деле первосвященники желали ему смерти “из зависти” ( Евангелие от Матфея 27, 18 ). Иешуа Га-Ноцри не претендует на власть.
Правда, он оценивает ее прилюдно как “насилие над людьми” и даже уверен, что когда – нибудь ее, власти, может и не быть вовсе.
Но такая оценка сама по себе не так уж опасна: когда еще это будет, чтоб люди могли совсем обходиться без насилия? Тем не менее именно слова о “невечности” существующей власти становятся формальным поводом гибели Иешуа (как и в случае с Иисусом Христом). Истинная же причина гибели Иисуса и Иешуа в том, что они внутренне свободны и живут по законам любви к людям – законам, не свойственным и невозможным для власти, причем не римской или какой-то другой, а власти вообще.
В романе М. А. Булгакова Иешуа Га-Ноцри не просто свободный человек.
Он излучает свободу, самостоятелен в своих суждениях, искренен в выражении своих чувств так, как может быть искренен только абсолютно чистый и добрый человек. Даже перед лицом смертельной опасности он замечает Понтию Пилату: “Правду говорить легко и приятно”.
А правда Пилату как раз и не нужна. Еще одно существенное отличие сюжета Евангелий от булгаковсокго романа заключается в том, что первый определяется событиями жизни Иисуса, а у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор Понтий Пилат. (Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году.
Имя Пилат происходит от латинского pilatus, что означает “копьеносец”).