Главная ⇒ 📌Определения ⇒ Что такое ФАНТАСТИКА
Что такое ФАНТАСТИКА
ФАНТАСТИКА – изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни, например фантастических персонажей (градоначальник с фаршированной головой в “Истории одного города” Щедрина, Демон из одноименной поэмы Лермонтова), сюжетных ситуаций (“Нос” Гоголя, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрина),. свойств людей или предметов (способность животных разговаривать в сказках, баснях) и т.п. Иногда фантастическими являются лишь отдельные персонажи или сюжетные ходы, по чаще фантастика
Эти три функции фантастики иногда сочетаются в пределах одного произведения (“Мастер н Маргарита”). См. также Аллегория, Гипербола, Гротеск.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина < p>1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина. 3. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 4. “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры. 5. Идейно-тематическое содержание “Сказок” М. Е. Салтыкова-Щедрина. 6. Положительные идеалы М. Е. Салтыкова-Щедрина в его сказках. 7. […]...
- Что такое ИДЕАЛ ИДЕАЛ – авторское представление о высшей норме жизни, то есть о том, каким должен быть человек и мир. Так, идеалом Толстого в “Войне и мире” было соединение людей на основе “простоты, добра и правды”, авторским идеалом Горького – свободный, сильный, прекрасный человек и т.п. Авторский идеал не всегда воплощается в произведении в прямой форме, иногда […]...
- Для чего нужна фантастика? Литература – это и искусство, и целая наука. В литературе есть разные стили, направления, жанры, виды, существуют различные приемы. Например, существует такой прием и направление, как фантастика. Что же это такое? Фантастика – это мир воображений, чудесных образов, невероятных героев, увлекательных приключений. Когда читаешь подобную книгу, забываешь о жизненных проблемах, неприятностях. Ты увлекаешься этой книгой. […]...
- Сочинение рассуждение Научная фантастика Все мы в детстве любили сказки. Невероятные приключения отважных героев в необычном окружении, магия, волшебство. Однако, все мы взрослеем, и сказки, если вы готовы и дальше идти с ними по жизни, должны взрослеть вместе с нами. Наш мозг наполняется знаниями – сказки становятся сложнее. Мы лучше понимаем окружающий мир, вопрос – почему небо голубое, а […]...
- Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора 2. Против чего направлена сатира в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество Б. Бюрократизм В. Глупость 3. Кто из перечисленных персонажей не является градоначальником города Глупова? А. Фердыщенко Б. Угрюм-Бурчеев В. Прыщ Г. […]...
- Художественный вымысел. Фантастика Художественный вымысел. Фантастика Художественный вымысел – все то, что создается воображением писателя, его фантазией. Художественный вымысел – средство создания художественных образов. Он основан на жизненном опыте писателя. Но при этом в художественном произведении писатель изображает не то, что случилось на самом деле, а то, что могло бы случиться. Вымысел, творческая фантазия художника не противостоит реальной […]...
- Что такое РОМАНТИКА РОМАНТИКА – вид пафоса, представляющий собой переживание того или иного возвышенного идеала и эмоциональное стремление к нему. В отличие от героического романтика – это область мечты, не переходящей в действие. Романтический пафос в той или иной мере свойствен таким произведениям, как баллады и элегии Жуковского, “южные” поэмы Пушкина, “Мцыри” и “Демон” Лермонтова, “Соловьиный сад” Блока, […]...
- Нужна ли фантастика? У Томаса Трейси был тигр. Не тигр, точнее, а черная пантера, но это не имеет значения, потому что думал он об этой пантере как о тигре. У. Сароян. Существует интересная гипотеза: все, что человек способен вообразить, реально существует. Если не в дне сегодняшнем, то уж в будущем обязательно. Фантазия Ж. Верна давно стала реальностью. Бороздят […]...
- Что такое ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА – основной вопрос, поставленный в литературном произведении, например, вопрос о смысле жизни в “Герое нашего времени” Лермонтова, вопрос о национальной самобытности России в поэме Гоголя “Мертвые души” или в стихотворении Тютчева “Умом Россию не понять…”. По ходу произведения проблема может получить то или иное решение, обыкновенно выражающееся в художественной идее (например, проблема “крови по […]...
- Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” План I. Баллада В. Жуковского “Светлана” – произведение романтизма. II. Сон и явь, реальный и потусторонний мир в балладе. 1. Народные обряды и традиции в балладе. 2. Сон Светланы. 3. Реальность фантастического и призрачность реальности. III. Человек – житель двух миров. И бездна нам обнажена С своими страхами […]...
- ФАНТАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОСМЫСЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ФАНТАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОСМЫСЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ Фантастика – это особый способ изображения мира. Писатели-фантасты создают в своих произведениях картины “сверхъестественного”, “ирреального”. Основы фантастического метода в творчестве заложила, вероятно, фольклорная сказка, но художественная литература в значительной мере его развивает. Родоначальником жанра реально-фантастического романа является, пожалуй, Гофман (вспомним его “Эликсиры сатаны”). Русская литература также не обходит вниманием фантастику. […]...
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткое изложение текста Проза История одного города История создания романа Анализ текста Жанровые особенности романа “История одного города” Собирательный образ глуповцев Смысл финала романа “История одного города” Особенности сатирической манеры М. Е. Салтыкова-Щедрина Критика о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина […]...
- Что такое ЛИРИКА ЛИРИКА – литературный род, в котором основным является выражение внутреннего мира человека, то есть его чувств, мыслей, переживаний, желаний и т.п. В лирике практически отсутствует сюжет, но есть конфликт и композиция, а художественные детали служат для раскрытия внутреннего мира лирического героя. Поэтому изображенный мир в лирике обладает большой степенью условности: так, в стихотворении Лермонтова “Утес” […]...
- План сочинения – Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как “уничтожение смехом” (подробнее см. Словарик). Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не “пороки” человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную […]...
- Что такое КОМПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен…” основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспоминаниями лирического героя о “дивном царстве”, в романе Толстого “Война и мир” – противоречие между ложным и истинным, […]...
- Фантастика как средство осмысления реальности (по произведениям Булгакова) Фантастика является неотъемлемой частью прозы Михаила Булгакова. Достаточно вспомнить его повести “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, Роман “Мастер и Маргарита”. В них-смех соединяется с глубокими философскими размышлениями, ирония и сатира сочетаются с гротеском. Достоверность в изображении нередко самым причудливым образом связана у Булгакова с выдумкой, фантастикой. Писатель не только изображает реальную жизнь 20-х годов, но и […]...
- “Демоническая” фантастика в произведениях Орлова “Альтист Данилов” – роман о вечных ценностях, о большой любви как основе творчества. В этом поэтическом и воздушном, как музыка, произведении переплелось все: и безудержный полет фантазии, и острая социальная сатира с реальными свидетельствами, пусть и недавней, нашей истории. Главный герой – демон, но он и человек тоже. Используя приемы фантастики и романтического реализма, писатель […]...
- Философская фантастика Стругацких Чтобы подтвердить, что произведения Стругацких прошли испытание временем, достаточно привести следующий перечень высказываний в различных периодических изданиях: “Можно захватывать места в редколлегиях, редакциях, можно уподобиться легендарному голландскому мальчику, бегающему вдоль плотины и пытающемуся заткнуть пальчиком отверстия в ней, но процесс, объективно происходящий в обществе, остановить нельзя”. Стругацкие переведены на большое колличество языков: немнцкий, японский, французский, […]...
- Что такое “Род литературы” РОД ЛИТЕРАТУРЫ – устойчивый (типологический) принцип оформления образного мира литературного произведения, определяющий характер его восприятия. Аристотель в “Поэтике” выделил три “способа подражания”. Соответственно этому разделению говорят о трех основных родах литературы: эпосе, лирике и драме. По отношению к воспринимающему эпос есть рассказ о событиях и состояниях, драма – их показ, лирика – их переживание как […]...
- Что такое Сатира, юмор, гротеск Определение Сатира, юмор, гротеск Выражая идею произведения, автор зачастую использует средства комического – сатиру и юмор. Сатира – это беспощадное обличение, для которого приемлемы нескрываемая враждебность, оскорбительные слова, заостренность оценок. Другой вид комического – юмор, или веселый смех. Например, в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” одна смешная подробность следует за другой: собаку, которая укусила прохожего, то […]...
- Фантастика и сатира. в повести “Собачье сердце” В “фантастической” прозе Михаила Булгакова (повести “Дьяволиада”, “Роковые яйца”, ” Собачье сердце “) смех органично соединяется с глубокими философскими выводами и обобщениями; в них сочетаются ирония и гротеск, Фантастика и сатира, грустное и смешное. Читателю по прочтении этих произведении зачастую делается вовсе не смешно после той картины российской действительности, которую рисует писатель. Достоверность в изображении […]...
- Сатирическая фантастика Гоголя В “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Гоголь нередко прибегает к фантастике, вводит в свои повести чертей, ведьм. Но его фантастика особого рода: она имеет чаще всего смешной, сатирический характер. Черт у него похож на самого обыкновенного провинциального чиновника, способного лишь на мелкие пакости, каким он изображен в “Ночи перед Рождеством”. Ведьмы и прочие чудища в […]...
- Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев) И вижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизн в прижимаясь щекой… И. Бродский Иван Антонович Ефремов начал писать фантастику, когда ему было тридцать семь. Доктор биологических наук, видный геолог, он был участником и руководителем многих экспедиций Академии наук на Север, в Закавказье, на Урал и в Восточную Сибирь. Его перу принадлежало уже около […]...
- Определение. Что такое Сращение Сращение – образование нового слова за счет объединения в единое целое словосочетания, обычно употребляемого именно в таком виде. Это лексико-синтаксический способ словообразования. Синтаксическая связь слов, входящих в это сочетание, их морфемный состав и семантика словосочетания полностью сохраняются в производном слове. Так, например, в истории русского языка появились некоторые очень употребительные наречия: сегодня, сейчас, тотчас, наконец, […]...
- Научная фантастика и детективы Конан Дойла Научная фантастика писателя, куда, кроме “Затерянного мира” и “Отравленного пояса”, входят повести “Открытие Рафлза Хоу”, “Марракатовая бездна” и др., привлекает не столько научными гипотезами, сколько, снова же таки, приключенческой романтикой, экзотикой таинственных миров (“первоначальное” плато в Южной Америке, дно Атлантики). Образ одаренного и эксцентричного профессора Челленджера, в образе которого гротескно соединились черты передового деятеля науки […]...
- В. Кирпотин. Краткое изложение текста Форма сказки сыздавна привлекала Щедрина. Первые сказки его были написаны в 1869 году (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Пропала совесть”, ” Дикий помещик “)… Ряд сказок введен Салтыковым-Щедриным в “Современную идиллию”… Однако подавляющее большинство щедринских сказок было написано за период с 1884 по 1886 год. …Фантастика сказок реалистична по своему духу, […]...
- Что такое КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ – художественно выраженное противопоставление, противоречие, важное для раскрытия художественного содержания произведения (см. Содержание и форма). Так, в “Отцах и детях” Тургенева конфликт Павла Петровича и Базарова выражает противоположность между либеральным дворянством и демократами-разночинцами; в стихотворении Лермонтова “Пророк” конфликт между поэтом и толпой воплощает тему гордого одиночества личности и т.п. (См. также Антитеза). В зависимости […]...
- Реальность и фантастика в произведениях Д. И. Хармса 1. Особенность стиля писателя. 2. Анализ рассказов. 3. Роль реальности и фантастики. Рассказы Д. И. Хармса не всегда всем понятны. Кого-то они приводят в недоумение, кого-то в восторг, но в любом случае никого не оставляют равнодушным. Маскарад выпадающих из окон старушек, классиков русской литературы, меняющих облик и спотыкающихся друг от друга, Петровых, Камаровых, Спиридоновых и […]...
- Что такое СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ – взаимосвязи и взаимоотношения персонажей эпического, драматического, а иногда и лиро-эпического произведения. В произведении обыкновенно выделяются персонажи главные (например, Базаров в “Отцах и детях” Тургенева), второстепенные (Аркадий, Одинцова, Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы) и эпизодические (Ситников, Кукшина). С главным героем обыкновенно связана основная проблематика произведения, второстепенные персонажи помогают эту проблематику раскрывать, вступая в […]...
- Что такое композиция? Определение Композиция (лат. сотропеrе – складывать, строить) – построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в литературном произведении. Композиция скрепляет все элементы произведения, подчиняя их авторской идее . Составные элементы композиции: персонажи, происходящие события, художественные детали, монологи и диалоги, портреты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие […]...
- Что такое ИРОНИЯ ИРОНИЯ – 1) вид пафоса, насмешливое и скептическое отношение автора к персонажу. Ироническое освещение характерно, например, для образа Ленского в “Евгении Онегине” Пушкина, Обломова в одноименном романе Гончарова, Пети Трофимова в “Вишневом саде” Чехова и т.п. Эмоциональный диапазон иронии очень широк: от мягкой насмешки, граничащей с юмором (например, Разумихин в “Преступлении и наказании” Достоевского), до […]...
- Фантастика и революция в советской литературе 20-х годов Одъем советской фантастической литературы в двадцатые годы тесно связан с двумя лозунгами тех лет: “Даешь мировую революцию!” и “Даешь электрификацию!” Обе идеи требовали от литературы глобального пафоса, а писатели даже превышали этот социальный заказ: изображали русскую революцию не только во всемирном, но и во вселенском масштабе, изображали социалистическое строительство не только как героический, но и […]...
- Что такое СИМВОЛ СИМВОЛ – особый художественный образ, вид иносказания. Символ является широким обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному истолкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Например, образ паруса в одноименном стихотворении Лермонтова может быть истолкован как иносказательное изображение гордого и одинокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, […]...
- Сочинение на тему: “Фантастика в рассказе “Царь-рыба” В. Астафьева” В рассказе В. АстафьевА “Царь-рыба” совмещается реальное и фантастическое. Главным героем является мужик Игнатьич, он не верит ни в бога, ни в приметы. Ко всему вокруг он относится снисходительно и с долей превосходства. Все его считали человеком честным, он всегда старался помогать другим и никогда не жадничал при делении добычи. Игнатич был хорошим рыбаком и […]...
- Что такое Транслитерация Транслитерация (от лат. trans “через” и littera “буква”) -передача слов одного языка при помощи графической системы другого языка. Такова, например, передача греческих имен собственных, географических названий, специальных терминов и т. п. латинскими буквами, что объясняется большим распространением латинского алфавита по сравнению с греческим. Например, имя Александр может быть передано латинскими буквами: Alexandras. Многочисленные термины, заимствованные […]...
- Как фантастика помогает раскрыть идейное содержание повести “Шинель”? Ne quid falsi audeat, ne quid veri non audeat historia. M. T. Cicero (Да убоится история какой бы то ни было лжи, да не убоится она какой бы то ни было правды. М. Т. Цицерон) Фантастику Гоголь использует в повести “Шинель” в самом конце, когда после смерти Акакия Акакиевича у Калинкина моста появляется привидение и […]...
- Вопросы и ответы к творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в “Губернских очерках”, “Помпадурах и помпадуршах”, “Истории одного города”, “Господах Головлевых”. Все эти темы находят отражение и в “Сказках”. 2. Какая деталь […]...
- Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 20-х годов Действительность начала 20-х годов представлялась современникам настолько ирреальной, что появление в литературе этого периода фантастического гротеска вполне закономерно. Он присутствует в творчестве реалиста Горького (“Рассказ о герое”, “Карамора”), молодого Каверина (“Скандалист, или Вечера на Васильевском острове”, рассказы первой половины 20-х годов), Ю. Тынянова (“Восковая персона”, “Подпоручик Киже”), А. Грина (“Канат”, “Крысолов”, “Серый автомобиль”, другие рассказы), […]...
- Фантастика и реальность в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” 1. Творчество М. А. Булгакова. 2. Основные мотивы и смысл повести “Собачье сердце”. 3. “Противостояние” творца и творения: Шариков и Преображенский. 4. Значение фантастики и реальности в произведении. М. А. Булгаков… Долгое время он был неизвестен подавляющему большинству читателей, так как произведения его не издавались, а сам художник был в глубокой опале. Ведь его творчество […]...
- Что такое КОМИЧЕСКОЕ явление КОМИЧЕСКОЕ – явление действительности, которое возбуждает смех присущими ему недостатками, несообразностями, несоответствием формы и сущности. Например, в “Отцах и детях” Тургенева Ситников и Кукшина изо всех сил стараются казаться людьми умными и прогрессивными (форма), являясь на самом деле пустыми и ничтожными подражателями моде (сущность). Разновидности комического – ирония, сатира, юмор. Формы и способы достижения комического […]...