Что роднит русское Просвещение с европейским и в чем его самобытность?
Русское Просвещение с европейским роднит то, что русская литература прошла те же этапы, какие прошла и европейская. Во второй половине XIX века развивается романтизм, многие опираются на него в своем художественном творчестве. Европейский романтизм очень схож с русским. Он стал шагом вперед в развитии литературы.
После просветителей романтики расширили круг восприятия мира, по-новому стали смотреть на природу. В русском романтизме как и в европейском, главным является большое внимание к внутреннему миру человека. Вместе с европейскими
У европейских романтиков, как это наблюдается и в русской литературе, не было какой-то определенной программы, которую бы они показывали в своих произведениях.
Самым главным в литературе для многих русских писателей была самобытность. Стремление к самобытности сочеталось с созданием литературного языка, без которого нельзя было бы строить национальную литературу.
Европейские романтики защищали свою национальную самобытность. Они первыми подняли знамя борьбы за независимость европейской литературы и фактически оказались создателями национальной
Черты русского Просвещения – правдивость, высокая идейность, глубокий анализ. Основные свойства русской литературы обеспечили ей мировое значение, широкую известность, славу во всем мире. Русская литература стала одной из самых прогрессивных и значимых в мире.
- Русское Просвещение XVIII века Литературная жизнь в XVIII веке вовсе не била ключом, и ее нельзя расценивать по нормам эпохи Белинского, Чернышевского или символистов. Мы сейчас воспринимаем литературно-критические материалы той эпохи в далекой перспективе, и они нам кажутся расположенными в строгой логической последовательности. На самом же деле они разнокачественные и иногда далеко отстоят друг от друга по времени. Ломоносовское […]...
- Культура и просвещение в XVIII веке Эпоха Просвещения в России Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II. Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам. Выдающимся русским просветителем был Н. […]...
- “Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным” Так называлась тема Сочинения, присланная из учебного округа на выпускной экзамен в Первую Киевскую гимназию, где учился тогда К. Г. Паустовский. То было сто лет назад. В теме не было проблемы для выпускников тех лет, потому она показалась гимназистам “гробовой”, то есть скучной. Интересно, что бы написали на эту тему нынешние выпускники? Выбрали бы они […]...
- Просвещение и культура (Литература XIX века) В начале XIX века в России открывается целый ряд высших Учебных заведений; университеты в Казани, Харькове и других городах; в Петербурге учреждается Педагогический институт, в 1819 году преобразованный в университет, в 1811 году был открыт Царскосельский лицей. Эти высшие учебные заведения становятся значительными рассадниками культуры и просвещения. При них возникают литературные общества, издаются журналы. Большое […]...
- Русское барокко как литературное направление Как одно из проявлений влияния нового типа может рассматриваться и русское барокко. Русское барокко – это не только отдельные произведения, переведенные с польского или пришедшие с Украины и из Белоруссии. Это прежде всего литературное направление, возникшее под влиянием польско-украинско-белорусского воздействия. Это новые идейные веяния, новые темы, новые жанры, новые умственные интересы и, конечно же, новый […]...
- Европейское просвещение: основные идеи, ведущие жанры Эпоха просвещения – это значимая часть развития культуры Европы 18 века. Европейское просвещение, с одной стороны, имело общие черты в разных странах (Англия, Франция, Германия), но с другой стороны просвещение имело ряд особенностей в каждой из стран. Возникает во Франции в пору правления Людовика 15 (внука короля солнца). В литературе просвещения соприкасаются те идеи та […]...
- Литературные признаки: Классицизм и Просвещение Классицизм – направление в европейской литературе и искусстве, который впервые заявил о себе в итальянской культуре XVI ст. Наибольшего расцвета это направление достигло во Франции в XVII ст. Для классицизма характерна ориентация на античную литературу, которая провозглашалась идеальной, классической, достойной наследования. Теоретической подпочвой классицизма была античная теория поэтики и прежде всего “Поэтика” Аристотеля. Классицизм стремился […]...
- Художественная самобытность басни “Пан и собака” Одним из самых ярких произведений Гулака-Артемовского является басня “Пан и Собака”. Жанр басни вообще был достаточно распространенным в литературе XIX века. В своих баснях украинские писатели показывали свое отношение к общественному строю, который господствовал в Украине. В аллегорической форме, часто через образы животных, птиц, растений и предметов баснописцы изображали господ и простой народ, который время […]...
- Просвещение и передовая русская литературная мысль Тем не менее, открытое обсуждение крестьянского вопроса, составлявшего главное содержание классовой борьбы в России, придало русской общественной мысли политическую заостренность. Публичное порицание крепостнических порядков свидетельствовало о глубоких изменениях, которые происходили в недрах феодального общества, оповещали о начинавшемся его разложении. Конечно, передовые люди России 60-х годов XVIII в. не могли предвосхитить будущее и их требования по […]...
- Культура и просвещение в XVIII веке. Эпоха Просвещения в России Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II. Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам. Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого […]...
- Самобытность и оригинальность жанра “Горя от ума” Комизм в “Горе от ума” создается не нарочитыми комическими положениями, а правдивым изображением пошлых сторон жизни, осмеянием всего низкого и подлого. С русской комедией XVIII – начала XIX в. “Горе от ума” роднят также некоторые особенности ее сюжетного содержания и композиции. В “Горе от ума” Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства: действие совершается в течение […]...
- Русское государство и XVI ( 18 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В XV-XVI исках наибольшее значение приобретает московская литература. Это объясняется тем, что Москва в это время стала политическим центром Русского государства. При князе Василии III (в XVI в.) к Москве были присоединены последние удельные княжества. Этим было завершено объединение русских земель под властью московского князя. Но, потеряв политическую власть над своими уделами (княжествами), бывшие князья […]...
- Письменность и просвещение (Литература XI-XII веков) Письменность на Руси появилась еще до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Ее возникновение было вызвано прежде всего потребностями государства, заключения договоров с греками и вообще сношения Руси с другими государствами требовали наличия письменности. Письменность применялась и в крупной торговле (надписи на сосудах), и в развитом ремесле (надпись на изделиях имени мастера), и […]...
- Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) 1. Власть хитрости и лести в басне “Ворона и Лисица”. 2. Осмеяние напыщенной бездарности в басне “Квартет”. 3. Басня “Лебедь, Рак и Щука” […]...
- Бен Г. Е. Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) Бен Г. Е.: Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) “Источник: Литература Просвещения)- нач. 19 вв.). Термин “П.” впервые ввел Д. Морне в “Обзоре истории французской литературы” (1909) и в исследовании “Романтизм во Франции в 18 в.” (1912). В отличие от лит-ры Просвещения, к-рая апеллировала к разуму как средству самоусовершенствования личности и общества, для П. характерно обращение к […]...
- КРАТКИЙ ОЧЕРК ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА Ранний европейский романтизм. Йенские романтики. “Озерная школа”. Гейдельбергские романтики. Роль фольклора в развитии романтизма. Английский романтизм. Романтическая проза В. Скотта. Особенности романтического героя – обычный, чаще провинциальный человек, попадающий в исключительные исторические обстоятельства и обнаруживающий в себе способности им противостоять. Романтический историзм. Принцип народности (народ как коллективная личность) Поздние немецкие романтики ЭТ. Гофман. Сквозная тема […]...
- Сочинение на тему “Что роднит Хлестакова и Городничего в комедии “Ревизор”?” Главные персонажи комедии Гоголя “Ревизор”, городничий Антон Антонович и мнимый “инкогнито из Петербурга”, молодой кутила Хлестаков, с самой первой своей встречи стремились, по сути, к одной и той же цели – представить самих себя в наиболее выгодном свете и обвести вокруг пальца друг друга. И, несмотря на то, что их характеры, манеры и положение в […]...
- “Онегин” – в высшей степени оригинальное и национальное русское произведение Роман ” Евгений Онегин ” стал “энциклопедией русской жизни”, потому что в нем всесторонне изображены самые главные и самые характерные тенденции жизни русского общества 20-х годов XIX века. Пушкин полно и глубоко вскрыл появление опасной и модной болезни разочарования, объяснил ее причины разобщенностью передового дворянского интеллигента и народа, наметил выход из кризисного состояния, из социального […]...
- Культура и просвещение в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Борьба с польско-шведской интервенцией в начале XVII века и события последующих десятилетии показывали правительству и обществу острую необходимость развития культуры и просвещения чтобы успешно укреплять экономику страны, реорганизовать военные силы, государственные учреждения. Нужда в специалистах, в образованных людях ощущалась все сильнее. Для того чтобы поднять образование в стране, необходимо было организовать школьное дело. В дополнение […]...
- Русское зарубежье возвращается в Россию В конце октября в Литературном институте прошли первые Международные научно-литературные чтения, посвященные Георгию Иванову, организованные кафедрой новейшей литературы. Георгий Иванов входил в литературу в 1910-е. Уже в первых поэтических сборниках было очевидностью: ему не надо “работать” над стихом, мастерством он был одарен от рождения. И все же он никак не мог считаться поэтом “крупным”. Созерцательность […]...
- Сочинение: Самобытность поэтического творчества Кузнецова Поэтическое творчество Ю. Кузнецова оригинально и самобытно, сложно и противоречиво. Здесь слова приобретают тревожно-фантастическую образность, строфы – емкость и концентрированность, поэтические ассоциации – смелость и неожиданность. Поэтические особенности лирики Кузнецова восходят к разным сферам: быту, космосу, фольклору. В его стихах множество фольклорных образов и мотивов: жар-птица, ковер-самолет, действие происходит “в некотором царстве, за тридевять галактик…”, […]...
- Своеобразие и самобытность комедий Мольера Когда Людовик XIV спросил У Пуало, кто является самым Замечательным писателем века, Тот ответил: “Мольер”. М. Булгаков На его могиле нет памятника. Чугунная плита, лежавшая на том месте, где под четырьмя футами освященной земли похоронили комедиографа и актера, разрушилась от времени. Нет мемориальной доски на доме, где он родился, потому что время не пощадило и […]...
- Сочинение на тему: Что роднит Хлестакова и городничего? Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гоголя – смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устройством России. В своей комедии “Ревизор” писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления “Ревизора” Николай I заявил: “Ну и пьеска! Всем досталось, а […]...
- Люди и судьбы в творчестве В. М. Шукшина (Русское против советского) Красной нитью через творчество В. Шукшина проходит красота и суровость родных алтайских пейзажей. Через любовь к своей малой родине Шукшин-писатель учился любить русскую землю, труд русского человека на этой земле. Они – русская земля и русский человек на ней – стали главными героями творчества В. Шукшина – актера, режиссера, писателя, драматурга. Не было у нас […]...
- Просвещение в мировой литературе Такое название получило культурное и политическое движение, возникшее в странах Европы в XVIII в. Особенно активным и боевым духом отличалось Просвещение во Франции, стране, где выросли и развились классовые силы, способные пойти на штурм феодализма,- многочисленное “третье сословие”, в состав которого входила тогда и буржуазия. Французские просветители, передовые умы своего времени, ученые, философы, писатели, подвергали […]...
- Что роднит Татьяну с Онегиным и чем близка она Ленскому? Поступками Онегина руководит “резкий, охлажденный ум”, Ленского – чувство, Татьяны -“мятежное воображение” умеряется и направляется “умом и волею живою”. В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным, и с Ленским. В Онегине Пушкин подчеркивает “неподражательную странность”, натура Татьяны поражает своеобразием, самобытностью, Онегин -“нелюдим”, живет “анахоретом”, Татьяна “в семье своей родной / Казалась […]...
- Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии “Ревизор”) Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя. Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать правдивые образы почти реально существующих героев. Самыми яркими в галерее образов комедии являются Городничий и Хлестаков. Несмотря на разницу в летах, они очень похожи. Оба мошенники. Но если Сквозник-Духановский […]...
- Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова “следы своей деятельности”, ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В […]...
- Стихи А. С. Пушкина о няне. Что роднит эти произведения? Известный русский поэт А. С. Пушкин посвятил несколько стихов своей няне Арине Родионовне Яковлевой. Это говорит о том, что поэт очень любил свою няню. Он написал для нее стихотворение, которое так и назвал “Няне”. В нем, обращаясь к Арине Родионовне, он называет ее “подругой дней. суровых”. Находясь вдали от наставницы, Пушкин чувствует вину перед ней […]...
- Охарактеризуйте романтизм как направление в литературе и искусстве На рубеже ХVII-ХІХ столетий в европейской литературе утвердило новое направление – романтизм. Толчок зарождению этого направления дали события Французской буржуазной революции И наполеоновские войны, которые начались после нее, но подготовил его все развитие искусства предыдущих эпох. В XVІІІ ст. романтическим называли все необыкновенное, фантастическое, странное, такое, что встречается лишь в книгах (романах), а не в […]...
- Сочинение на тему: Русское против советского. (ЛЮДИ И СУДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. М. ШУКШИНА) (ЛЮДИ И СУДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. М. ШУКШИНА) Красной нитью через творчество В. Шукшина проходит красота и суровость родных алтайских пейзажей. Через любовь к своей малой родине Шукшин-писатель учился любить русскую землю, труд русского человека на этой земле. Они – русская земля и русский человек на ней – стали главными героями творчества В. Шукшина – […]...
- Русское дворянство в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства – главных героев романа, по и образы многочисленных второстепенных и эпизодических персонажей, посредством которых автор дает собирательный портрет русского дворянства. Роман “Война и мир” начинается с описания салона Анны Павловны Шерер, а в дальнейшем автор […]...
- Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОБЫТНОСТЬ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” написана Н. А. Некрасовым для народа и о народе. Это определило ее стилистические и языковые особенности. Для построения поэмы характерен ряд особенностей. Она состоит как бы из отдельных сказаний, обильно прослоенных всяческими отступлениями, а также песнями, присказками и т. д. Тем самым поэма как бы превращается в рассказ, исходящий […]...
- Понятие о романтизме как направлении мировой литературы Романтизм – одно из ведущих направлений в литературе, науке и искусстве. Возник в конце XVIII столетия в Германии, Англии и Франции, а с начала XIX ст. постепенно распространился в большинстве стран Европы и в США. В XVIII столетии романтическим называли все необыкновенное, фантастическое, странное, такое, что встречается лишь в книгах (романах), а не в жизни. […]...
- Просвещение и научные знания в XIV-XVI веках в России Просвещение и научные знания Монастыри оставались основными центрами грамотности и книжности, система просветительских учреждений на Руси отсутствовала: обучение велось при монастырях, отдельные “мастера грамоты” учили детей и взрослых в городах, знатную молодежь иногда отправляли на обучение в Константинополь и Европу. Обучение было минимальным – грамоте, счету и религиозным знаниям на основе в первую очередь церковных […]...
- Просвещение и научные знания в XVII веке в России Просвещение и научные знания В XVII в. системы образования в России по-прежнему не было, основной формой обучения было домашнее (доступное лишь состоятельным людям). Однако процесс складывания абсолютизма и громоздкого государственного аппарата, развитие промыслов, ремесел и мануфактурного дела повышали потребность в грамотности. Прогрессивные тенденции в просвещении: продолжают появляться учебные пособия (первый печатный букварь В. Бурцева, иллюстрированный […]...
- Что роднит и что различает героев пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль” и повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”? Героев этих произведение роднит многое. Оба главных персонажа – сверстники, современники, представители одного сословия – мелкопоместного дворянства. На том и другом лежит печать воспитания недорослей в помещичьей семье. Как Митрофан Простаков, так и Петр Гринев любили гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками. Героям не повезло с учителями. Как Митрофана обучает немец, бывший […]...
- Просвещение и культура последней трети XVIII века (Литература XVII-XVIII веков) Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский […]...
- Русское соединение разных стихий в творчестве Соловьева Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Владимир Соловьев был сыном известного русского историка С. М. Соловьева. Его учителем в Московском университете был профессор П. Юркевич, известный философский противник Чернышевского. В. Соловьев впервые придал в глазах общественности мистико-идеалистическим теориям значение оригинальной “русской” философии. Построения Соловьева сложны, противоречивы, но они принадлежат духовной традиции России. В отличие от своего учителя, […]...
- Русское дворянство помещик в литературе первой половины XIX века Герой повести А. С. Пушкина “Дубровский” Кирила Петрович Троекуров живет не в городе, как Фамусов, а в своем имении и, следовательно, имеет непосредственную власть над десятками или даже сотнями людей. Он даже не помещик, он настоящий “русский барин”. Он ни во что не ставит даже тех, кто ему не принадлежит, и считает себя вправе распоряжаться […]...