Что повлияло на формирование Достоевского как писателя
Ф. М. Достоевский – великий русский писатель-реалист, знаток жизни, психолог, сострадающий бедным и угнетенным, гуманист, страстный обличитель лжи и лицемерия. Достоевский всегда стоял особняком в русской литературе, оставался во многом непонятным и неоцененным.
Во всех произведениях на первом плане у него – сама “личность”. Прототипом своих героев чаще всего служил сам писатель. Из глубины своего сердца он черпал самые потрясающие откровения.
Отсюда глубокий психологизм романов Достоевского.
Будущий писатель родился
Между родителями отношения строились на полном подчинении воле и капризам мужа. Все члены большой семьи Достоевских жили заурядной жизнью, и никто не понял выбора сына стать писателем.
Для Достоевского вопрос семейных отношений очень важен: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной семьи. Конечно, эта тема почерпнута
Повлияли на развитие писательского таланта Достоевского и обилие прочитанных им книг разных авторов: Данте, Бальзака, Гофмана, Диккенса, Жорж Санд. Но на первом месте для него были Пушкин и Гоголь. Пушкин учил с детства быть самим собой и дерзать смело, безгранично.
Этот поэт стал для Достоевского символом народного гения.
Но великое служение России пером художника особенно поразило его в Гоголе. Гоголь заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил так взглянуть на самих себя, что жизнь показалась еще совсем не изведанной бездной. Конечно, первая повесть Достоевского – “Бедные люди”, – в которой остро звучит тема “маленького человека”, была бы невозможна без Гоголя.
Повесть была напечатана в альманахе Некрасова “Петербургский сборник” в 1846 году и сразу принесла Достоевскому успех и признание читателей. Она привела в восторг великого критика Белинского, который сулил тогда еще начинающему художнику слова блестящее творческое будущее.
Назначение писателя – отражать действительность художественным языком, показывать все ее пороки и прекрасные моменты. Достоевский видел все общественные противоречия современности и давал на них свой отклик. С тревогой он наблюдал распад семейных отношений, торжество денежной морали.
Писатель изобразил много сцен из жизни семей, где нет добродетели, почитания родителей, где умерли заботливое отношение к детям, чистота любви и привязанности.
Отчуждение человека, его обособление, замыкание в самом себе протекали в буржуазном обществе все сильнее. Равнодушие власти к простому народу, кризисы, войны – все это поселило в сознании простого труженика недоверие к закону, страх за себя. Но человек с ущемленным чувством собственного достоинства, как почувствовал Достоевский, существо далеко не простое, противоречивое.
Едкое, жгучее чувство унижения, испытанное им, может породить в душе маленького человека не только ненависть к угнетателям, но и властолюбивые мечты, мстительный порыв злобы. И тогда мирный “маленький человек” может превратиться в тирана и деспота.
Членство в кружке Петрашевского повлияло на личную и творческую судьбу Достоевского Общество Петрашевского наследовало революционное дело декабристов. Оно состояло из дворян и разночинцев. За участие в этом кружке писатель был арестован 23 апреля 1849 года и приговорен к смертной казни, которая была заменена каторжными работами на четыре года и последующей службе в армии.
Годы каторги и солдатской службы прервали литературную деятельность Достоевского. На каторге он встретил множество солдат и крестьян. После пребывания в детские годы в деревне писатель впервые вновь широко столкнулся здесь с людьми из народа.
Этот новый жизненный опыт имел для развития Достоевского-художника и мыслителя громадное значение. Здесь он поменял свое мировоззрение. По его мнению, современное состояние общества является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми.
Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, влечет за собой создание кумиров, которым начинает поклоняться человек. А это может привести к катастрофе. Но у человечества есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться.
Общественный кризис, возникший в результате проведения крестьянской реформы, отменившей крепостное право, но приведшей к массовому ограблению народа, охватил и духовную сферу. Болезненное состояние общества, утратившего нравственные ценности, освященные религией, изображает Достоевский в романах “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”.
Но о чем бы Достоевский ни писал, всегда пишет о своих духовных исканиях, ищет разрешения проблем, лично его волнующих, но до конца не разрешенных. Все его герои, будь они антиподами его по своему нравственному облику, все-таки бьются над проблемами, над которыми всю жизнь бился сам писатель.