Что можно сказать о первых произведениях Мандельштама?



Интерес Мандельштама к литературе проявился уже в годы его учебы в петербургском Тенишевском училище и был поддержан преподавателем-словесником В.В. Гиппиусом, оказавшим на буду­щего поэта большое влияние. Первые стихотворения написаны Мандельштамом в 1908 г. и напечатаны в альманахе “Аполлон” в 1909 г. К этому времени относится знакомство Мандельштама с И.С.

Гумилевым, В. Ивановым и другими литераторами. В 1910 г. Мандельштам вступает в “Цех поэтов”. В 1911 г. он по­ступил на романо-германское отделение историко-филологического факультета

Петербургского университета.

В 1912 г. им на­писана статья “Утро акмеизма” (впервые опубликована в 1919 г. как манифест акмеизма).

В 1913 г. вышла первая книга стихов Мандельштама, издан­ная им на собственные деньги. В 1916 г. она была издана в зна­чительно дополненном виде. Так началась его профессиональная литературная деятельность.

Первая книга Мандельштама “Камень” была благожела­тельно встречена критикой. Поэт становится адептом литератур­ного течения, известного под названием акмеизм. В статье “Утро акмеизма” он опирался в основном на свой поэтический опыт и художественные

искания.

Основа этого манифеста- востор­женное приятие мира; художественный образ понимается как сложный организм; большое значение придается “внутреннему” смыслу слова. Главное для акмеистов (от греч, акмэ – вершина) в поэзии – конкретность, вещественность: “Любите существо­вание вещи больше самой вещи – вот высшая заповедь акмеиз­ма”, – писал Мандельштам.

Для поэзии Мандельштама характерно “ясное” изображение предметов и их деталей, чувств и эмоций. Мандельштам использу­ет слова в их изначальном, “простом” смысле, в отличие от футу­ристов, стремившихся к усложнению и расширению круга поня­тий, обозначенных одним словом: акмеисты, приверженцем кото­рых явился Мандельштам, “с презрением отбрасывают бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово”, “логос такая же прекрасная форма…” (“Утро акмеизма”). Но в его поэзии встречаются и неоло­гизмы: “остроласковый лавр”, “светоговорильня”, “черноречивое молчанье”, “душемутитель” и др.

В статье “О природе слова” (1922) Мандельштам писал: “Для российской поэтической судьбы глубокие пленительные глюковские тайны не в санскрите и не в эллинизме, а в последовательном обмирщении поэтической речи”.

Драматичность характерна даже для монологических стихов Мандельштама, в которых психологические состояния, отвлечен­ные понятия предстают как аллегорические образы. Например, поэт обращается к веку, борется с тяжестью и т.д. Метафору поэт считал важнейшим тропом: “…только через метафору раскрывает­ся материя, ибо нет бытия без сравнения…” (“Разговор с Данте”).

В его поэзии метафоры ярки и неожиданны: “широкая разлапица бульваров”, “Мастер Генрих, конек-горбунок”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Что можно сказать о первых произведениях Мандельштама?