Что может пропить словесник?
Школьная жизнь в разные времена обнаруживает разные грани. Был когда-то упор и на трудовое воспитание, и на коллективизм, и на воспитание разносторонне развитой личности… Намечается очередной поворот в “сторону” патриотизма.
А сегодняшняя школа вся в науке: инновации, эксперименты, одаренные Дети, НОУ, исследования, олимпиады, информатизация… Но почему-то после чтения книги А. Иванова “Географ глобус пропил” появилось тревожное чувство, что в привычном для нас школьном королевстве что-то не так.
Может быть, из-за
“Географ
Ну никак не вписывается этот Роман в сегодняшнюю систему школьных ценностей! Да и нет никакого стремления вписаться ни у автора, ни у героя. Понимаете, мы со своими инновациями и технологиями им неинтересны!
Я восприняла роман как брошенную школе перчатку, как вызов. И, честно говоря, в замешательстве: что ответить?
В книге все правда и все неправда. Ни науки, ни педагогических технологий, ни методики. Ни привычного по другим книгам розово-рассветного чистого мира детства и отрочества.
Ни закономерной в конце победы в виде всеобщей любви к предмету. Ни противостояния прогрессивного учителя-донкихота и замшелого педагогического коллектива.
Тогда – что?
Страшный своей будничностью и безалаберностью мир взрослых: пьют, развлекаются, считают деньги, изменяют… Хотя какая там измена? В этом мире и некому, и нечему, и не с кем изменять.
Да и сам этот мир неизменен: он и сложный, и примитивный, и страшный, и смешной…
Школа достойна этого мира. Учителя – невидимая безропотная масса, руководит которой завуч “Угроза Борисовна”. А дети… Они разные: умные, глупые, наглые, подлые, чистые…
Обыкновенные, одним словом. И в целом все очень настоящее! Но постоянно, что страшно: мы так живем? это наши школьники, которых мы видим на уроке совсем иными? так они общаются? так пьют? так говорят?
“Автор отразил эпоху…” – так, кажется, писали в наших учебниках. Тогда что отразил А. Иванов? Истинное лицо школы?
Увидел ее не зашоренным, не узким, “однобоко-одногранным” взглядом, а взглядом живого и, между прочим, совестливого и честного человека?
Мне мешает ответить “да” алкогольная “волна”, накрывшая в этой книге всех, за исключением, пожалуй, только четырехлетней дочери главного героя и завуча “Угрозы Борисовны”. И хотя мотив не новый, но раньше все эти “пенные кубки”, “где же кружка? // Сердцу будет веселей” были своего рода символом или даже декоративным украшением. А в книге А. Иванова это уже “другая стадия”, это образ жизни нормального (!) человека.
Главный герой Служкин – “неудачник”, именно потому и решивший работать в школе. Так и слышится в фамилии героя эхо от мощного сегодняшнего словосочетания – “образовательные услуги”, от принятого сегодня в СМИ отношения к “обиженным жизнью училкам”.
Его ученики – “зондеркоманда”, “красная профессура” и “отцы”. Его педагогическая технология: “конечно, я откачаю, если кто утонет, но вот захлебываться он будет по-настоящему”. Его душа оживает лишь в “отрыве от школы” – в походе, куда отправляется с десятиклассниками. Его место на церемонии Последнего звонка – за забором школы.
Его финал – “светлая и лучезарная пустыня одиночества”.
Все закономерно? Может быть… Но царапает и царапает меня изнутри ощущение, что писатель если и перегнул палку в описании школы, то это в ответ на наш, с другой стороны, перегиб.
Мы, учителя, старательно соответствуем новому времени, выдаем “продукт”, который требует государство, раскрашиваем рисунок, который нам предложен свыше, поставляем победителей, абитуриентов, призеров… А вот А. Иванов видит школьный мир совсем не таким. “Его” ученики тоже учатся, тоже взрослеют, но глобус-то географу не понадобился… Может быть, он здесь символ нашей шкрабовской мертвечины?
Зато мир “рыжих склонов, где валялся ржавый хлам – тросы, мятые бакены, какие-то гнутые и рваные конструкции, содранные с кораблей”, мир “врытых в землю и обросших кустами цистерн”, “заводских корпусов с длинными закопченными трубами” герою А. Иванова необходим. Он есть, и “сердцебиение Земли – в норме”.
“Какая древняя земля, какая дремучая история, какая неиссякаемая сила…” Что-то такое мощное, величественное слышится в этой книге. А еще беззащитное, щемяще-печальное и настоящее.
Мне было бы интересно определить свое место в школе “географа”. Я где и с кем? Каким было бы мое отношение ко всему происходящему в тот учебный год с теми детьми и взрослыми?
И такой географ школе нужен?
Впрочем, он ушел из школы. А мы остались…