Что мне нравится в современной русской поэзии



Н. К. Старшинов (1924), поэт и фольклорист, в своем творчестве воплотил те художественные принципы, которые свойственны народной поэзии. На идейно-тематическом уровне это любовь к миру, к человеку, “братьям нашим меньшим”, на художественном – песенные интонации, мелодичность, использование точной рифмы, разных видов рифмовки, обогащающих ритмический рисунок стиха. Он также много писал о войне:
Сушь – в залитом солнцем овраге.
Сухота в раскаленном рту.
Пить хочу! И ни капли во фляге.
Жить хочу! И невмоготу.
Ни ребят и ни санитара.
Но ползу я, пока живу…
(“Сушь”)

Некоторые стихотворения его оказались столь мелодичными, что были положены на музыку:
Я был когда-то ротным
Запевалой,
В давным-давно прошедшие
Года…
Такие стихотворения характеризуют исповедальность, автобиографичность:

И вдруг наш старшина на всю округу
Как гаркнет: – Эй, Старшинов, запевай!
(“Я был когда-то ротным запевалой…”)

Лирический герой имеет не только ту же судьбу – то же имя, что и поэт, – это помогает читателю почувствовать

трудности солдатского пути, увидеть “в лицах” военные будни – увидеть, и навсегда запомнить, и уже никогда не быть Иваном, не помнящим родства!
Интересен и цикл произведений, где главными героями становятся животные и птицы. Они все имеют человеческое сердце, ведут себя так же, как человек. Щуренок (“Щуренок”) “лелеет лишь одну мечту”:

“Всем вам покажу я, погодите,
Только вот немного подрасту!
…А того усатого налима,
Что отгрыз мой хвост, меня ловя,
Разыщу я и неумолимо
Проглочу, как жалкого червя!”

По-видимому, проблема “отцов” и “детей” существует и в мире щук… В другом стихотворении – “Ерш” – “малыш”-ершик, с “колючками”, с “глазами всегда на страже”, получает душу! А в произведении “Некогда, растерянный и жалкий…” галка, глупая, со “светло-голубым и наглым взором”, важная и самодовольная, помогает герою справиться с бедой:

По ногам меня стегают лозы,
Хлещут по лицу и по плечу,
И никак не просыхают слезы.
Ну а я бегу и хохочу…

Безусловно, увлечение фольклором сказалось в творчестве Н. Старшинова.

К. Я. Ваншенкин (1925) – поэт, чьи стихи столь музыкальны, что многие из них стали народными песнями. Он тяготеет к новеллистичности, сюжетной замкнутости эпизода, стремится к единству жанровой формы и содержания: “Его короткие стихотворения могут быть соотнесены с лирическими миниатюрами прозаиков: “затесями”, “камешками на ладонях”, “мгновениями”… В них можно обнаружить все элементы эпической структуры: экспозицию, данную двумя-тремя скупыми штрихами, завязку, развитие событий, доводящее до кульминационного момента, наконец, развязку”5 . Так выстроено, например, стихотворение “Мальчишка”:

Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора…
В густом саду устраивал засады,
Играя там с ребятами в войну.
И как-то раз увидел он из сада
Девчонку незнакомую одну…
кульминация:

Сейчас мелькнут разбросанные книжки –
Не зря ж его боятся, как огня…
И вдруг она сказала: –
Там мальчишки…
Ты проводи, пожалуйста, меня…
развязка:

…Легли на землю солнечные пятна.
Ушел с девчонкой рядом командир.

Завершается стихотворение выводом, который придает произведению философскую глубину, показывает вечное, непреходящее торжество жизни:

И подчиненным было непонятно,
Что это он из детства уходил.

Некоторые стихотворения становятся лирическим комментарием, словно бы мимолетно брошенным взглядом, заметками о том, что видит автор. Таковы “Осы”, “Сверчок”, “Расставание”, “Я вздрогнул: одноногий паренек…”:

Я вздрогнул: одноногий паренек
Стоял внизу – уверенный и ловкий,
На валенке единственном – конек,
Прикрученный растрепанной веревкой…
Свободно оттолкнулся костылем
И покатил, повитый снежным дымом…
Я проходил. Я тоже сделал вид,
Что каждый день встречается такое.

“Репортажный” стиль повествования подчеркивает искренность автора, его объективность, помогает передать сиюминутность, единственность, конкретность этого переживания – и в то же время типичность, вневременные его границы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Что мне нравится в современной русской поэзии