Что известно о прозе Марины Цветаевой?
“Вся моя проза – автобиографическая” – признавалась М.И. Цветаева в автобиографии. Она писала о том, что пережила сама, о тех людях, с которыми была знакома и встречалась, в прозе она даже не изменяет их имена.
Но это не мемуары, не документальная, а именно художественная литература.
События и впечатления детства Цветаевой отражены в повестях “Мать и музыка”, “Черт”, рассказах “Сказка матери”, “Башня в плюще”, О своей матери, Марии Александровне Мейн, Цветаева рассказывает в таких произведениях, как “Мать
Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики… После такой матери мне оставалось только одно – стать поэтом”.
О своем отце, Иване Владимировиче Цветаеве, Марина Ивановна рассказывает в шести новеллах под общим названием “Отец и его музей”. И.В. Цветаев – профессор Московского университета,
Ибо раздаривал он до последнего вздоха… А сколько бедных студентов, бедных ученых, бедных родственников поддерживал он!”.
В очерке “Башня в плюще” (1933) Цветаева вспоминает о том, как они с сестрой жили и учились в пансионе во Фрейбурге (Германия), точнее, описывает один день – Пасху 1905 г. и переживания маленьких девочек, связанные с посещением дома, хозяйка которого ведет с ними беседы, казалось бы, вполне детские. Но временная перспектива и жизненный опыт автора показывают многозначность простых вопросов и неслучайность наивных ответов, высвечивающих суть характеров детей, обусловивших их судьбы.
Неустойчивость жизни в эмиграции, ощущение своей чужеродности передано Цветаевой в рассказах “Страховка жизни” и “Китаец”.
Особенности прозы Цветаевой пристально анализировал поэт И. Бродский: “Фраза строится у Цветаевой не столько по принципу сказуемого, следующего за подлежащим, сколько за счет собственной поэтической технологии: звуковой аллюзии, корневой рифмы. То есть читатель все время имеет дело не с линейным аналитическим развитием, но с кристаллообразным (синтетическим) ростом мысли… Цветаева показывает своему читателю, из чего слово – мысль – фраза – состоит; она пытается – часто против своей воли – приблизить читателя к себе: сделать его равновеликим. …К тому же повествование ее, в строгом смысле, бессюжетно и держится, главным образом, энергией монолога” (“О Цветаевой”).