Что имеет в виду Копылова, утверждая, что в любовной лирике Ахматовой и Цветаевой есть “созвучье и разнозвучье”?
Что имеет в виду Н. И. Копылова, утверждая, что в любовной лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой есть “созвучье и разнозвучье”?
Размышляя над поставленным вопросом, вспомните, какое важное место занимает любовная лирика в творчестве А. Ахматовой и М. Цветаевой. Покажите разнообразие любовных мотивов, рассмотрите сюжетные модели, охарактеризуйте образную структуру и особую философию и эстетику в изображении любовного чувства, укажите, какие его оттенки представлены в любовной лирике двух великих поэтов.
Проанализируйте шедевры
Проследите, как изменяется концепция любви в поздней лирике (главенство
Перейдите к анализу любовной лирики А. Ахматовой. Отметьте, что тема любви, центральная тема ее поэзии, подвергалась существенным трансформациям на протяжении всего творчества. Обратитесь к произведениям, созданным ею в ранний период (“Любовь”, “Сжала руки под темной вуалью…”, “Песня последней встречи”, “Хочешь знать, как все это было…”, “Дверь полуоткрыта…”, “Вечер” и др.). Представьте оттенки любовного чувства, проследите, как последовательно раскрывается макротема любви, воплощенная в микротемах разлуки и “невстречи”.
Охарактеризуйте специфику образа многоликой лирической героини, предстающей в “масках” “монахини”, “блудницы”, “женщины из народа”.
Выявите, что с середины 20-х годов, особенно в период Великой Отечественной войны, тема любви, оставаясь господствующей, получает новое осмысление. Теперь любовь к мужчине основывается на другой, более духовной и глубокой любви – любви к Родине. Поэт осознает себя частью отчизны и своего народа, поэтому любовные переживания не заполняют все существование лирической героини, вызывая чувство отчаяния и неизбывной боли, как в ранний период.
Она находит утешение в творчестве и черпает силу в любви к родной земле.
Суммируйте свои наблюдения. Покажите, что своеобразие любовной лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой обусловлено спецификой мироощущения эпохи Серебряного века и особенностями русской поэтической любовной традиции. Их интимная поэзия поражает глубиной психологизма, высотой гуманистических идеалов и откровенностью, мощью, “безмерностью” чувств, страстей, эмоций.
Актуализируется тип разлюбленной, брошенной женщины, любовь ассоциативно связывается с болью, разлукой, страданием, но даже в самых трагических сюжетах голос лирической героини звучит мужественно. Эти и многие другие факторы порождают “созвучье” любовной лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой.
“Разнозвучье” определяется тем, что в лирике А. Ахматовой любовь – поединок душ, образы лирических героев часто выражены оппозицией “я – ты”, страдательная роль может быть уделом мужчины. Тема любви раскрывается через мотив памяти, которая оживляет картины прошлого, его детали и подробности, счастье в любви возможно и после смерти. Для М. Цветаевой страдание, муки любви являются исключительно женским уделом, в любовной лирике этого поэта нет борьбы, нет поединка, полная самоотдача себя любимому человеку определяет расстановку сил, тема памяти, воспоминаний о любви, как правило, не актуализируется.