Что имеет в виду Копылова, утверждая, что в любовной лирике Ахматовой и Цветаевой есть “созвучье и разнозвучье”?

Что имеет в виду Н. И. Копылова, утверждая, что в любовной лири­ке А. Ахматовой и М. Цветаевой есть “созвучье и разнозвучье”?

Размышляя над поставленным вопросом, вспомните, какое важное место занимает любовная лирика в творчестве А. Ахматовой и М. Цве­таевой. Покажите разнообразие любовных мотивов, рассмотрите сюжет­ные модели, охарактеризуйте образную структуру и особую философию и эстетику в изображении любовного чувства, укажите, какие его оттенки представлены в любовной лирике двух великих поэтов.

Проанализируйте шедевры

цветаевской интимной поэзии (“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…”, “Мне нравится, что вы больны не мной…”, “Река времени”, “Заочность”, “Расстояния, версты, мили…”, “Никто ничего не отнял…” и др.). Покажите, что любовь у поэта – зем­ная, греховная и одновременно духовная, творческая. Приведите примеры ранних стихотворений, свидетельствующих о многоликости любовного чувства (прославление земной любви, стремление раствориться в люби­мом, декларация свободы во всех проявлениях чувств и т.д.).

Проследите, как изменяется концепция любви в поздней лирике (главенство

души – “Душа неустанна в нас, / И мало ей уст…”, принципиальное одиноче­ство – ” Но тесна вдвоем / Даже радость утр…” и т.д.).

Перейдите к анализу любовной лирики А. Ахматовой. Отметьте, что тема любви, центральная тема ее поэзии, подвергалась существенным трансформациям на протяжении всего творчества. Обратитесь к произ­ведениям, созданным ею в ранний период (“Любовь”, “Сжала руки под темной вуалью…”, “Песня последней встречи”, “Хочешь знать, как все это было…”, “Дверь полуоткрыта…”, “Вечер” и др.). Представьте оттенки любовного чувства, проследите, как последовательно раскрывается мак­ротема любви, воплощенная в микротемах разлуки и “невстречи”.

Охарак­теризуйте специфику образа многоликой лирической героини, предстаю­щей в “масках” “монахини”, “блудницы”, “женщины из народа”.

Выявите, что с середины 20-х годов, особенно в период Великой Оте­чественной войны, тема любви, оставаясь господствующей, получает но­вое осмысление. Теперь любовь к мужчине основывается на другой, более духовной и глубокой любви – любви к Родине. Поэт осознает себя ча­стью отчизны и своего народа, поэтому любовные переживания не запол­няют все существование лирической героини, вызывая чувство отчаяния и неизбывной боли, как в ранний период.

Она находит утешение в твор­честве и черпает силу в любви к родной земле.

Суммируйте свои наблюдения. Покажите, что своеобразие любов­ной лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой обусловлено спецификой мироощущения эпохи Серебряного века и особенностями русской поэти­ческой любовной традиции. Их интимная поэзия поражает глубиной пси­хологизма, высотой гуманистических идеалов и откровенностью, мощью, “безмерностью” чувств, страстей, эмоций.

Актуализируется тип разлюб­ленной, брошенной женщины, любовь ассоциативно связывается с бо­лью, разлукой, страданием, но даже в самых трагических сюжетах голос лирической героини звучит мужественно. Эти и многие другие факторы порождают “созвучье” любовной лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой.

“Разнозвучье” определяется тем, что в лирике А. Ахматовой любовь – поединок душ, образы лирических героев часто выражены оппозицией “я – ты”, страдательная роль может быть уделом мужчины. Тема любви раскрывается через мотив памяти, которая оживляет картины прошло­го, его детали и подробности, счастье в любви возможно и после смерти. Для М. Цветаевой страдание, муки любви являются исключительно жен­ским уделом, в любовной лирике этого поэта нет борьбы, нет поединка, полная самоотдача себя любимому человеку определяет расстановку сил, тема памяти, воспоминаний о любви, как правило, не актуализируется.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Что имеет в виду Копылова, утверждая, что в любовной лирике Ахматовой и Цветаевой есть “созвучье и разнозвучье”?