Читая комедию “Горе от ума”
Эта комедия написана между 1815 и 1820 годами. В то время, когда люди ездили в каретах, носили совершенно иную одежду, жили в иных домах; она создана в то время, когда чиновники брали взятки, злоупотребляли своим положением и думали лишь о личном благополучии; наконец, эта комедия написана именно тогда, когда ее никто не ждал и тогда, когда это было необходимо. Действительно, она открывала глаза на всю правду “фамусовского общества”, она пыталась изменить жизнь всей страны, и, частично, у нее это получилось.
Благодаря ей, люди не только видели
Те, кто ратовал за судьбу Отечества, опираясь на комедию “Горе от ума”, боролись с беспорядками в XIX в., боролись в XX и в XXI вв.
И вот тут-то становится ясно, почему комедия не полностью справилась со своей задачей. Она выявила негативные признаки, но не устранила их. На протяжении трех столетий она становилась все актуальней.
Такой остается и сейчас.
Я часто слышу, когда произносят: “Горе от ума” – бессмертное произведение!”. И в этих словах я улавливаю тон гордости за саму комедию, за написавшего ее Грибоедова, за то, что он наш соотечественник.
Ужасно потому, что бессмертна. Разве хороша такая вечная жизнь? Сами эти слова звучат как рок.
То есть люди не менялись, не меняются и не будут меняться? Неужели все наши усилия сделать мир лучше – это всего лишь усилия, усилия безрезультатные! В чем же тогда смысл жизни?
В самосовершенствовании? К чему это, если можно всегда оставаться таким, как Фамусов? И последний вопрос: если пытаться изменить ход природы – это преступление, то не является ли преступлением попытка изменения природы самого человека?
Пускай даже и в лучшую сторону.
Вывод один: долой комедию! Долой ее призывы к обществу! Вот как может поменяться мировоззрение за несколько часов чтения набора букв.
Хоть и красивого, но все же набора букв.
Однако, я неисправимый оптимист. Я верю, что мы появились на Земле не просто так, и я верю, что пять лет, потраченные Грибоедовым на комедию “Горе от ума”, не пропали даром.
Это можно легко понять, если представить, что рассматриваемое произведение – это зеркало (а так оно и есть), и смотрит в это зеркало сама госпожа Жизнь. Жизнь видит, что она уродлива и ужасна, и в бешенстве она проклинает зеркало-комедию. Тут приходит на ум поговорка: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.
Грустно, но все же надо признать, что “Горе от ума” – действительно зеркало и не более. А зеркала, как известно, не спасают мир. Они не подают руку упавшему, они не жалеют и не любят, они не стремятся служить честно и не пытаются избавиться от таких нарывов общества, как Молчалин, Фамусов, Скалозуб.
Все это должны делать люди. И то, что я сказал в самом начале сочинения, а именно: “Комедия не справилась со своим предназначением” является ошибкой. Она показала нам суть общество и все.
А что еще можно ждать от просто набора букв?
Последнее, что бы я хотел сказать, будет желанием, точнее желанием и верой, что такие комедии больше не появятся. Не появятся потому, что надобность в них исчезнет. Ну а “Горе от ума” останется в памяти потомков, как примитивная жизнь их предков, и со временем она исчезнет совсем.