ЧИЧИКОВ И ГУБЕРНСКОЕ ОБЩЕСТВО (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Николай Васильевич Гоголь начал писать
поэму «Мертвые души» в 1835 году по на-
стойчивому совету ПушкинА. После долгих
скитаний по Европе Гоголь обосновался в Ри-
ме, где целиком посвятил себя работе над по-
эмой. Ее создание он рассматривал как ис-
полнение клятвы, данной им ПушкинУ, как
осуществление писательского долга перед
Родиной. В 1841 году поэма была закончена,
но члены московского цензурного комитета,
в который он представил рукопись, пришли
в негодование, ознакомившись с содержани-
ем произведения.
Это были тяжелые дни для писателя. Он об-
ратился за помощью к Белинскому. Тот сде-
лал все возможное, чтобы, минуя цензуру,
напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесут-
ся к его труду представители правящих со-
словий, но считал своим долгом перед Рос-
сией и народом «показать, хотя с одного бо-
ку, всю Русь».
Центральный герой поэмы — Павел Ива-
нович Чичиков. В характере этого героя ярко
проявилось буржуазное начало, еще несвой-
ственное России. Пытаясь ответить на вопрос,
куда идет Русь, Гоголь погружает Чичикова
в самые разнообразные
героя с «мертвыми душами».
Гоголь построил поэму двупланово. С од-
ной стороны», «мертвая» Россия, с ее помещи-
ками и губернскими чиновниками всех рангов,
с другой — приходящая ей на смену «Россия
Чичиковых». Эта в поэме представлена одним
героем. Чтобы ярче осветить происхождение
и жизненное развитие нового типа, осмыслить
его историческое место, Гоголь подробно оста-
навливается на биографии, характере и пси-
хологии Чичикова.
Писатель показывает, как сформирова-
лось умение его героя приспосабливаться к
любой обстановке, ориентироваться в любой
ситуации. Отец дал юному Чичикову совет:
«Все сделаешь и все прошибешь на свете ко-
пейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью
мошеннических махинаций и преступлений.
Павел Иванович проявляет громадную, неис-
тощимую изобретательность, пускается на
любые аферы, если они сулят успех, обещают
заветную копейку. Жизнь и окружающая сре-
да научили его, что «прямой дорогой не возь-
мешь и что косой дорогой больше напрямик».
Его жизненным лозунгом стало: «Зацепил —
поволок, сорвалось — не спрашивай».
В плане практической деятельности,
сметливости и изворотливости Чичиков вы-
деляется на фоне губернского общества, жи-
вущего в атмосфере застоя и косности. Чи-
чиков быстро ориентируется в любой ситуа-
ции, везде он очаровывает собеседников, у
некоторых даже вызывает восхищение и все-
гда достигает своей цели. Все это лишний
раз доказывает, что Чичиков — большой
психолог.
Новый герой обладает преимуществами,
которых нет у поместных дворян и губернско-
го общества. На его стороне некоторая образо-
ванность, энергичность, предприимчивость, к
тому же ловкость этого героя — необыкновен-
ная. Воспитание помогает ему втираться в до-
верие к провинциальным дворянам и чинов-
никам. Чичиков расчетливо и терпеливо мо-
жет выжидать нужного момента.
Но, показав превосходство своего героя
по сравнению с окружающим его обществом,
Гоголь осветил всю пошлость и, скажем пря-
мо, подлость его натуры. Гражданские и па-
триотические чувства ничуть не свойственны
Чичикову, с полным равнодушием он отно-
сится ко всему, что не отвечает его личным
интересам. Авантюра Чичикова связана с че-
ловеческими несчастьями, он заинтересован
в том, чтобы как можно больше крепостных
умирало.
Губернское общество принимает мошен-
ника и плута Чичикова потому, что считает
его миллионером. Общее, что сближает Чи-
чикова с местным дворянством и чиновника-
ми, это одна и та же черта — жажда нажи-
вы. Губернскому обществу чужды понятия
гражданских и общественных обязанностей,
для них должность — только средство лич-
ного удовольствия и благополучия, источник
дохода. В этой среде царят взяточничество,
угодничество перед вышестоящими чинами,
полнейшее отсутствие мысли. Чиновничест-
во сплотилось в корпорацию казнокрадов и
грабителей. Городские верхи чужды народу.
Гоголь в дневнике писал о губернском обще-
стве: «Идеал города — это пустота. Сплетни,
перешедшие пределы».
Пошлость и ничтожество интересов харак-
теризует и женское общество. Претензии на
вкусы и образованность соседствуют со сплет-
нями, пустой болтовней о городских новостях,
жарких спорах о нарядах. Дамы стремятся
подражать столичному обществу в манере го-
ворить и одеваться, без ужимки они не произ-
носят ни одного слова.
Гоголь осуждает дворянское общество,
рабски копировавшее иностранные манеры.
Герои Гоголя не несут в себе протеста против
убожества окружающей жизни, против «по-
трясающей тины мелочей». Они сами, в сущ-
ности, есть продолжение и выражение этой
действительности, воспроизведенной писате-
лем в «Мертвых душах».