Черты “магического реализма”

Сочинение по роману Рафаэля Гарсиа Маркеса “Сто лет одиночества”. Напряженная жизнь XX ст. с атмосферой серости, однообразия, напряжение натолкнуло художников на поиски новых источников, которые бы могли дать человеку понимания ее сущности. Для этого писатели обращались к жанровым традициям прошлого. Нетленные ценности, которые прошли сквозь течение времени, были найдены в мифах, легендах, сказках.

Произведения Рафаэля Гарсиа Маркеса принадлежат именно к типу “мифологической” литературы, который становится частью так называемого

латиноамериканского “магического реализма”. Ярчайший произведением известного латиноамериканского писателя Рафаэля Гарсиа Маркеса стал его роман “Сто лет одинокости”. В нем рассказывается об истории маленького городка Макондо и семью Буендиа, что его основала.

Автор в символической форме воссоздает историю Колумбии из второй половины XIX ст. к 30-м годам XX ст. В структуре романа можно проявить мотивы, которые становятся ведущими на всех его уровнях и составляют основу произведения.

Произведение построено на автобиографическом материале. Толчком к его написанию стали воспоминания

детства. Маркес припоминает случай, когда его тетке принесли странное по форме яйцо, и она приказала бросить его в огонь, так как яйцо принадлежит василиску – неизвестной никому существу. Главным в этом эпизоде есть не факт биографии, а сам способ мышления людей, где в обычном раскрывается источник удивительного.

Действительно, главной чертой поэтики Маркеса становится непостижимый сплав фантастического и реального, когда невероятные вещи происходят очень обыденно. Например, вознесение Ремедиос Прекрасной, или подъем на 20 сантиметров падре Никанора. И в каждом случае писатель находит способ убедить читателя в реальности того, что происходит: Прекрасная Ремедиос поднимается в небо на замечательных белых простынях, а падре перед каждым вознесением выпивает чашку горячего шоколада, который помогает ему победить земное тяготение.

Создается ощущение, которые находишься на границе реальности и магического заблуждения.

Маркес использует в своем произведении элементы и образа мифов. Например, мифов библейских. Подобно к Аврааму, основатель Макондо Хосе Буендиа отправляется на поиски новой земли для своих потомков.

Ливень, который не прекращался почти пять лет, напоминает читателю библейский потоп. Роман насыщен и чертами античных мифов: невидимая судьба руководит всеми поступками героев романа, их приближение к трагический финал определен заведомо. И, в конце концов, это произведение несет и элементы литературного мифа: роман переполнен разными параллелями за известными произведениями жанра семейной хроники, с образами романа “Гаргантюа и Пантагрюеля” Рабле, “Дон Кихота” Сервантеса.

Еще одной из важных черт поэтики Маркеса становится переплетение трагического и комического, серьезного и смешного. Невозможно отделить в произведении веселье от чувства глубокого трагизма ситуации. Примером могут стать описания эпидемии бессонницы, изображение событий гражданской войны. Пародийно рисуються действительно трагические вещи: смерть, насилие власти, убийства.

Произведение Маркеса насыщено элементами абсурда. За свою жизнь полковник Аурелиано Буендиа поднял тридцать два восстания и все проиграл, имел семнадцать сынов, которые погибли в едну ночь, герой остался живым после четырнадцати покушений на его жизнь. И от всего этого ему остается лишь улица в Макондо, названная его именем.

В творчестве писателя сталкиваются миф и реальность, жизнь и смерть, юмор и трагизм. И в этой борьбе рождаются новые пути преобразования мира. В 1982 году Рафаэль Гарсиа Маркес стал лауреатом Нобелевской премии из литературы “за романы и рассказ, в которых фантазия и реальность, объединяясь, отображают жизнь и конфликты целого континента”.

Роман “Сто лет одинокости” написан в духе магического реализма. В нем автор использует мифологические образы, элементы фольклора, народного отображения мира и достижения мировой культуры.

Мотив одинокости есть в жизни каждого представителя рода Буендиа. Они отличались от других людей одиноким видом, с которым появлялись на мир. Это чувство отображается в кругу, который рисуют вокруг полковника Аурелиано адъютанты, в отношениях между Хосе и Пилар Тернер, которые “были не просто матерью и сыном, а товарищами по одинокости”.

И если кто-то из жителей не гибнет, то финалом жизни его становится абсолютная одинокость. В конце жизнь Хосе остается один, Ребекка одинока своем разрушенном доме, слепота Урсулы, уединение в лаборатории полковника Аурелиано, молчаливая отдаленность от других Меме – эти герои будто обречены на отчужденность и одинокость. Постоянно повторяемый желтый цвет в романе есть тоже символом забвения, сумасшествия. С мотивом одинокости тесно связанный мотив смерти.

Все Буендиа умирают постепенно один за одним, но их смерть не становится для них спасением от тяжелой жизни, желанным покоем. Их гибель имеет оттенок какой-то бестолковости: смерть Ремедиос, расстрел Аркадио, гибель Аурелиано Хосе, таинственный конец Хосе Аркадио. Это происходит потому, что основание городка Макондо начинается с убийства.

И финал со смертью малого ребенка не выглядит уже чем-то непредвиденным. Можно вспомнить и котомку с костями родителей Ребекки, которая появлялась всегда в неожиданных местах, пока ее не замуровали в стену. Постепенное уничтожение всей истории Буендиа является характерным примером мотива упадка.

Автор постоянно смещает пластов времени, то поворачиваясь в прошлое, то забегая в будущее. У читателя возникает ощущение существования неизвестных сил, которые будто толкают семью на разрушительную деятельность и приближают к трагическому финалу. Заведомо известно, чем закончатся химические опыты Хосе Аркадир: его “большие” открытия вызывают лишь горькую улыбку.

И нас уже не приводит в удивление, чему его усилия напрасные, чему обесцениваются деньги и не плодятся коровы. Предусмотренной оказывается вся история этих людей, которые по ошибке считают, что самые руководят своей жизнью. Приходит в упадок и самый город Макондо, которое разрушают то “банановая лихорадка”, то ливень.

Особым в романе есть мотив любви. Автор считает, что все беды Буендиа походят из неспособности их любить. Для них это чувство имеет обезображенные формы: или как грубое проявление плоти, или как страх или трусливость, или как испепеляющая страсть. Даже символ любви в романе – Ремедиос Прекрасная – оказывается неспособной любить, ей неизвестно такое чувство, а ее красота приносит окружающим лишь смерть.

В романе автор использует мотивы из Библии и Евангелия, античной трагедии, из произведений Ф. Рабле и Г. Сервантеса. Например, герои произведения возле двух лет блуждают в поисках новой жизни и находят его на березе реки, которая похоже с изгнанием и блужданиями Адама и Евы. Уничтожение Макондо за грехи напоминает своеобразный апокалипсис – конец мира, привязанный к каштану старик Хосе Аркадио – прикованного к скале Прометея.

В духе Ф. Рабле раскрытая прожорливость Аурелиано Второго.

Главной, идеей романа становится раскрытие мотивов произведения для утверждения объединения людей как противопоставление одинокости, упадка и смерти. А их отсутствующая солидарность только объясняет неумение любить. Роман “Сто лет одинокости” – это произведение – предупреждение потомкам, призыв к новым поискам и борьбе за новую жизнь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Черты “магического реализма”