Черный Саша биография

ЧЕРНЫЙ, САША (1880-1932) (псевд.; наст. имя, отчество и фамилия Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы – Сам по себе, Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился (13) октября 1880 в Одессе в семье еврея-провизора. Крещенный отцом в возрасте 10 лет, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне “процентной нормы”, обучения не закончил (неоднократно отчислялся за неуспеваемость).

В 1902-1904 служил в Новоселицкой таможне, с 1905 – чиновник в Петербурге, где благодаря женитьбе на ученице видного профессора философии А. И. Введенского

и родственнице известных купцов Елисеевых получил возможность заняться самообразованием.
В 1906-1907 прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На Первой мировой войне был санитаром. В марте 1917 Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта.

После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о Литве и цикл Русская Помпея, впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 – в Берлин; со второй

половины 1923 до начала 1924 – в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах Из римской тетради и Римские офорты). С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах “Последние новости”, парижском “Сатириконе” и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями. Начал печататься в Житомире в 1904.

В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов “Зритель”, “Молот”, “Маски”, “Сатирикон” и др. Дерзкая политическая сатира Черного Чепуха (1905; “Трепов – мягче сатаны”) принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта Разные мотивы (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещен цензурой. Сборник Сатиры (1910) с ироническим посвящением “всем нищим духом”, представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма.

Во втором сборнике, Сатиры и лирика, проявилось тяготение Черного к “чистой” лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам. Уйдя весной 1911 из “Сатирикона”, где он был одним из поэтических лидеров с 1908, Черный печатается в газетах “Киевская мысль”, “Русская молва”, в журналах “Современный мир”, “Аргус”, “Солнце России”, “Современник” и др. Выступает как детский писатель (книги Тук-Тук, 1913, Живая азбука, 1914). Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов Черного Жажда (1923), поэма Кому в эмиграции жить хорошо (1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине – малыша в кроватке.

Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная антибуржуазность (стихотворение На могилах, 1912, после посещения Веймара: “Гете и Шиллер на мыле и пряжках, /На бутылочных пробках, /На сигарных коробках /И на подтяжках… /Мещане торгуют титанами…”), повлиявшие на формирование В. В. Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века. Среди других его произведений – поэма Ной (1914), печально предрекающая современному поколению новый “всемирный потоп”; стихотворный цикл Война (1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести, рассказы (кн. Сон профессора Патрашкина, 1924; Дневник фокса Микки, 1927; Кошачья санатория, 1928; Белка-мореплавательница, 1933 и др.) и пьеса Возвращение Робинзона (1922) для детей; произаический сборник Несерьезные рассказы (1928), с “легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью” (А.

И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть Чудесное лето (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Особое место в творчестве Черного занимают Солдатские сказки (опубл. в 1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н. С. Лескова и М. М. Зощенко. Оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.

Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович. Умер Черный в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932.

Саша Черный родился в многодетной еврейской семье провизора, агента торговой фирмы. Чтобы дать ребенку возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома, стал нищим-попрошайкой.

О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.
С 1900 по 1902 год Александр Гликберг служил рядовым в учебной команде 20-го Галицкого полка, затем работал в Новоселицкой таможне. 1 июня 1904 года в житомирской газете “Волынский вестник” напечатан его “Дневник резонера” за подписью “Сам по себе”. В 1905 году переезжает в Петербург, где публикует принесшие ему известность сатирические стихи в журналах “Зритель”, “Альманах”, “Журнал”, “Маски”, “Леший” и др.

Как писал Корней Чуковский: “…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нем стихи Саши Черного”.
Первое стихотворение под псевдонимом Саша Черный – политическая сатира “Чепуха”, напечатанное 27 ноября 1905 года, привело к закрытию журнала “Зритель”. Поэтический сборник “Разные мотивы” был запрещен цензурой.
В 1906-1908 годах жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Петербург в 1908 году, сотрудничает с журналом “Сатирикон”, выпускает сборники стихов “Всем нищим духом”, “Невольная дань”, “Сатиры”. Публикуется в журналах “Современный мир”, “Аргус”, “Солнце России”, “Современник”, в газетах “Киевская мысль”, “Русская молва”, “Одесские новости”.

Становится известным как детский писатель: книги “Тук-Тук”, “Живая азбука” и другие.
В годы Первой мировой войны Саша Черный служил в 5-й армии “рядовым” при полевом лазарете и работал как прозаик, издал сборник прозы “Несерьезные рассказы” (1928), повесть “Чудесное лето” (1929), детские книги: “Сон профессора Патрашкина” (1924), “Дневник фокса Микки” (1927), “Кошачья санатория” (1928), “Румяная книжка” (1930), “Белка-мореплавательница” (1932).
В 1929 году приобрел участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты.
Саша Черный скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слег и больше не поднялся.
Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар.
Могила поэта была утеряна после боевых действий, которые затронули департамент Вар в ходе второй мировой войны.
Детей у поэта не было.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Черный Саша биография