“Черные” тридцатые годы Германии
Но “золотые” двадцатые вели к “черным” тридцатым и сороковым годам. В 1929 году в США разразился экономический кризис, парализовавший всю мировую капиталистическую экономику. В Германии кризис оставил без работы 7 миллионов человек. Вслед за кризисом экономическим пришел кризис политический.
Уже в начале 30-х годов наступил конец буржуазного парламентаризма: в Берлине кабинеты министров сменяли друг друга, издавая чрезвычайные законы. Национал-социалистская партия, которая не играла сколько-нибудь заметной роли в середине 20-х
Немецкие коммунисты ставили своей целью революционные преобразования, ликвидацию империалистической системы и построение социализма. К концу 20-х годов КПГ стала уже массовой революционной партией. На
Выборах 1932 года она получила пять миллионов голосов. КПГ призывала трудящихся протестовать
В этот период со всей убедительностью заявила о себе историческая правильность нового пути общественного развития. В годы затяжного кризиса капиталистической системы была спланирована и выполнена первая советская пятилетка (1928-1933). Ликвидированы безграмотность и безработица. Была сломлена дипломатическая изоляция Советского Союза.
Советское искусство получило международное признание. Широкий интерес во всем мире привлекали к себе кинофильмы Эйзенштейна и Пудовкина, книги Гладкова “Цемент”, Бабеля “Конармия”, произведения Маяковского, Серафимовича и Фадеева, театральные работы Мейерхольда и Таирова, агитационные выступления “синеблузников”.
Наступление национал-социализма превратило Германию в арену всемирно-исторической схватки между силами капитализма и социализма, силами войны и мира. Единый антифашистский фронт все еще обладал достаточной мощью, чтобы сдерживать нацистов. Многократные усилия КПГ по обеспечению единства действий с рабочими из социал-демократической партии сталкивались с противодействием верхушки СДПГ. 30 января 1933 года Гитлер пришел к власти.
Армия безработных уменьшилась, зато выросла армия нового вермахта. Экономика Германии была “реформирована” в том смысле, что интересы монополий еще больше сблизились с интересами государства. Гитлер развязал вторую мировую войну. Некоторое время казалось, будто новый рейх несокрушим.
Для победы над фашизмом потребовались невероятные усилия и огромные жертвы.
К началу “черных тридцатых” годов стало ясно, что, какие бы тенденции ни навязывала литературе “индустрия развлечений”, глубинные литературные процессы все же определялись иными, более долговременными факторами. Та политизация искусства, которая началась в годы перед первой мировой войной, продолжалась и в других условиях, более того – она привела к невиданной поляризации среди деятелей культуры. Наиболее показательными были перемены в характере новых художественных течений.
Вместе с экспрессионизмом закончилась эра литературных “измов”. Симпатии и антипатии в искусстве возникали теперь не в спорах по вопросам эстетики, и речь отныне шла не о “революции в искусстве”. Становилось все очевиднее, что симпатии и антипатии писателя диктовались его политической позицией, которую он занимал в исторических битвах современности.
Не случайно для характеристики литературной платформы того или иного автора все чаще использовались понятия, свидетельствующие о его политических взглядах и идейной направленности его мировоззрения. В литературных дискуссиях стали чаще говорить о “почвенниках”, о “левых”, “революционных”, “левобуржуазных” писателях.
Процесс политизации и поляризации литературной жизни обнажал основные противоречия империалистического общества. В. И. Ленин писал в своих работах, что развитие монополий ведет в политике к устранению буржуазной демократии. В культурной жизни эта тенденция оформилась в виде течения, видевшего свою цель в непримиримой борьбе против демократии и социализма.
Фашистская культурная политика мобилизовала большие средства для организации этой борьбы.
Вполне закономерно, что это течение имело свою противоположность.
В культурной жизни все сильнее активизировались те силы, которые не только отстаивали демократические завоевания Ноябрьской революции, но и понимали, что разрешить противоречия капиталистической системы можно, лишь заменив ее социалистическим общественным строем. Обострение противоречий капитализма осознавалось широкими народными массами, и никто, в том числе буржуазный писатель, не мог закрывать глаза на это обстоятельство. Ведь писатель в любом случае был свидетелем классовых боев современности, а нередко и их участником. Кроме того, перемены в социально-экономической системе касались писателя и как производителя литературной продукции.
Яснее, чем прежде, он ощущал себя объектом капиталистической эксплуатации. В 1919 году был организован “Союз защиты авторских прав немецких писателей” (СЗАПНП), именовавший себя также “Профсоюзом немецких писателей”, что было весьма симптоматично для перемен в отношении писателей к своему положению. Председатель СЗАПНП Альфред Деблин заявил в 1925 году, что писатель должен воспринимать политику как неотъемлемую часть духовной жизни.
И действительно, группе писателей-коммунистов нередко удавалось побудить многих членов СЗАПНП, не разделявших коммунистических убеждений, к единым действиям в защиту демократических прав (например, в связи с процессами по обвинению в государственной измене И. Р. Бехера и других писателей).
По выражению Т. Манна, лучшее перо обычно служит прогрессу. Поэтому не случайно, что и в наши дни не утратило живительной силы творческое наследие именно тех писателей, кто содержанием своих произведений, талантом, самобытностью, смелым поиском ратовал за идеалы демократии и социализма.