Черное и белов в рассказе Чехова «Черный монах»
Повесть «Черный монах», на мой взгляд, одно из лучших произведений А. Чехова. В нем отразилась глубокая философия автора, а также переданы те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников, преследовали А. П. Чехова в период написания повести. «Жизнь до такой степени пуста, что только чувствуешь, как мухи кусаются — и больше ничего», — запишет Чехов в то время. Сам автор охарактеризовал свое произведение так: «Это рассказ медицинский». Однако в письме к Суворину Чехов обращает внимание на то, какого
Эта болезнь — мания величия, болезнь многих русских людей XIX века. По-видимому, основная тема повести — показать, как эта испепеляющая страсть ломает жизнь человека. Чехов один из величайших мастеров слова и детали в русской литературе.
Но в этом произведении он показал себя и великим мастером живописи, цвета, ибо каждое упоминание цвета в этой повести не случайно.
Действие повести связано с садом, что само по себе должно говорить о многообразии красок. В начале повествования мы действительно читаем: «Такого богатства красок, как у Песоцкого, Коврину не
Подчеркивая эти необычные для сада цвета, Чехов указывает на их символическое значение.
Символика белого и черного цветов восходит к балладам. Кстати, упоминание о них в повести есть: «Тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши». Да и сама легенда, поразившая Коврина, носит характер баллады о монахе, который за свои грехи вынужден был вечно скитаться по Вселенной. Может быть, именно это и имеет в виду Чехов, когда пишет, что Коврин «вычитал» легенду «или слушал».
Телешов вспоминал об одном своем разговоре с Чеховым о «писательстве», когда Чехов сказал: «А вот это разве не сюжет? Вон, смотрите: идет монах… Разве не чувствуете, как сама завязывается хорошая тема?..
Тут есть что-то трагическое — в черном монахе на бледном рассвете».
Именно сочетание черного облика монаха и бледной луны или рассвета, черных одежд и бледного лица явно ориентирует читателя на связь с традиционной романтической балладой.. А что означают эти цвета в балладе? Белый цвет — это цвет молодости, жизни и добра.
Черный же — это всегда символ смерти.
Если же рассматривать противопоставление черного и белого цветов еще глубже, то мы увидим, что оно восходит к Библии или, точнее, к Апокалипсису. В повести А. П. Чехова точно указано время появления черного монаха — тысяча лет назад. В Апокалипсисе тысяча лет — это время заключения дьявола. Весьма возможно, что черный монах и есть дьявол, который на тысячу лет выходит за пределы Земли (Вселенная в романтической традиции часто отождествляется с бездной).
Открывается еще одна грань символики цветов: белый цвет символизирует Божье избранничество. Человек, достойный носить белые одежды — человек безгрешный, непорочный. Кстати, в начале повести Коврин успокаивает себя: «Я никому не делаю зла; значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного».
На протяжении всей повести мы неоднократно убеждаемся в иллюзорности такого взгляда. Странно, Коврин мечтает об избранничестве, которое сулит ему человек, одетый в черное, и упускает «белое», Божье избранничество. Вообще, белый цвет в повести появляется только один раз, в самом конце.
Коврин разрывает письмо Тани, бросает клочки на пол, но они белеют и не дают ему покоя. Самым простым решением было бы связать в этом эпизоде символику белого цвета с образом Тани. Но мне кажется, это будет не совсем точно. Вспомним, что Коврин подбирает клочки письма и бросает их в окно, но с моря дует ветер, и клочки рассыпаются по подоконнику.
А несколько минут спустя появляется черный монах, чтобы забрать жизнь Коврина. И теперь все на своих местах: умирающий Коврин ниже всех, он на полу, повержен, а выше него лежит то злосчастное письмо, которое в последнюю минуту оказывается нужнее всего,
Мне кажется, что белый цвет — это цвет жизни, все то, что Коврин приносит в жертву своей идее избранничества. На протяжении всей повести белое теряется под черными красками, чтобы потом взять верх. Чтобы закончить разговор о цветовой палитре произведения, надо упомянуть еще одну важную деталь. Цветовые определения на протяжении всей повести представляются скупыми и однообразными.
И только в конце произведения появляются два чудесных описания крымской бухты: сине-зеленая вода, лунный свет, «множество голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз». Только перед смертью Коврин увидел настоящую красоту мира. Значит, бесполезно прожита жизнь!
Итак, мы можем с полной уверенностью сказать, что в повести «Черный монах» А. П. Чехов предстает истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики и показать, что же противостоит идее избранничества Коврина путем противопоставления черного и белого цветов.