ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ В ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА “ЧЕРНЫЙ МОНАХ”



Повесть “Черный монах”, на мой взгляд,
одно из лучших произведений А. Чехова.
В нем отразилась глубокая философия авто-
ра, а также переданы те ощущения беспо-
койства и тревоги, которые, по воспоминани-
ям современников, преследовали А. П. Чехо-
ва в период написания повести.
“Жизнь до такой степени пуста, что толь-
ко чувствуешь, как мухи кусаются – и боль-
ше ничего”, – запишет Чехов в то время. Сам
автор охарактеризовал свое произведение так:
“Это рассказ медицинский, Ыз1опа тогЫ”.
Однако в письме к Суворину Чехов обращает
внимание на то, какого рода болезнью стра-
дает его герой Коврин. Эта болезнь – ма-
ния величия, болезнь многих русских людей
XIX века. По-видимому, основная тема повес-
ти – показать, как эта испепеляющая страсть
ломает жизнь человека.
Чехов один из величайших мастеров сло-
ва и детали в русской литературе. Но в этом
произведении он показал себя и великим ма-
стером живописи, цвета, ибо каждое упоми-
нание цвета в этой повести не случайно.
Действие повести связано с

садом, что са-
мо по себе должно говорить о многообразии
красок. В начале повествования мы действи-
тельно читаем: “Такого богатства красок, как
у Песоцкого, Коврину не случалось видеть
нигде в другом месте”. Но, как ни странно,
Чехов не описывает ни одного из этих “все-
возможных цветов”, а указывает лишь чет-
кую границу: “Начиная с ярко-белого и кон-
чая черным, как сажа”. Подчеркивая эти не-
обычные для сада цвета, Чехов указывает на
их символическое значение.
Символика белого и черного цветов восхо-
дит к балладам. Кстати, упоминание о них в
повести есть: “Тут было такое настроение, что
хоть садись и балладу пиши”. Да и сама леген-
да, поразившая Коврина, носит характер бал-
лады о монахе, который за свои грехи вынуж-
ден был вечно скитаться по Вселенной.
Может быть, именно это и имеет в виду
Чехов, когда пишет, что Коврин “вычитал”
легенду “или слушал”.
Телешов вспоминал об одном своем разго-
воре с Чеховым о “писательстве”, когда Че-
хов сказал: “А вот это разве не сюжет? Вон,
смотрите: идет монах… Разве не чувствуете,
как сама завязывается хорошая тема?.. Тут
есть что-то трагическое – в черном монахе
на бледном рассвете”.
Именно сочетание черного облика монаха
и бледной луны или рассвета, черных одежд
и бледного лица явно ориентирует читателя
на связь с традиционной романтической бал-
ладой.. А что означают эти цвета в балладе?
Белый цвет – это цвет молодости, жизни
и добра. Черный же – это всегда символ
смерти.
Если же рассматривать противопоставле-
ние черного и белого цветов еще глубже, то
мы увидим, что оно восходит к Библии или,
точнее, к Апокалипсису. В повести А. П. Чехо-
ва точно указано время появления черного мо-
наха – тысяча лет назад.
В Апокалипсисе тысяча лет – это время
заключения дьявола. Весьма возможно, что
черный монах и есть дьявол, который на ты-
сячу лет выходит за пределы Земли (Вселен-
ная в романтической традиции часто отожде-
ствляется с бездной).
Открывается еще одна грань символики
цветов: белый цвет символизирует Божье из-
бранничество. Человек, достойный носить бе-
лые одежды – человек безгрешный, непороч-
ный. Кстати, в начале повести Коврин успока-
ивает себя: “Я никому не делаю зла; значит,
в моих галлюцинациях нет ничего дурного”.
На протяжении всей повести мы неодно-
кратно убеждаемся в иллюзорности такого
взгляда. Странно, Коврин мечтает об избран-
ничестве, которое сулит ему человек, одетый
в черное, и упускает “белое”, Божье избран-
ничество.
Вообще, белый цвет в повести появляет-
ся только один раз, в самом конце. Коврин
разрывает письмо Тани, бросает клочки на
пол, но они белеют и не дают ему покоя. Са-
мым простым решением было бы связать
в этом эпизоде символику белого цвета с об-
разом Тани. Но мне кажется, это будет не
совсем точно.
Вспомним, что Коврин подбирает клочки
письма и бросает их в окно, но с моря дует
ветер, и клочки рассыпаются по подокон-
нику. А несколько минут спустя появляет-
ся черный монах, чтобы забрать жизнь Ко-
врина.
И теперь все на своих местах: умираю-
щий Коврин ниже всех, он на полу, повер-
жен, а выше него лежит то злосчастное пись-
мо, которое в последнюю минуту оказывает-
ся нужнее всего.
Мне кажется, что белый цвет – это цвет
жизни, все то, что Коврин приносит в жерт-
ву своей идее избранничества. На протяже-
нии всей повести белое теряется под черны-
ми красками, чтобы потом взять верх.
Чтобы закончить разговор о цветовой па-
литре произведения, надо упомянуть еще од-
ну важную деталь. Цветовые определения на
протяжении всей повести представляются
скупыми и однообразными. И только в конце
произведения появляются два чудесных опи-
сания крымской бухты: сине-зеленая вода,
лунный свет, “множество голубых, синих, би-
рюзовых и огненных глаз”.
Только перед смертью Коврин увидел на-
стоящую красоту мира. Значит, бесполезно
прожита жизнь-!
Итак, мы можем с полной увереннос-
тью сказать, что в повести “Черный монах”
А. П. Чехов предстает истинным художником
слова, способным поднять цветовую гамму
произведения на уровень символики и пока-
зать, что же противостоит идее избранниче-
ства Коврина путем противопоставления
черного и белого цветов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ В ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА “ЧЕРНЫЙ МОНАХ”