“Черная курица, или Подземные жители” Погорельского
Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского) – автор первой волшебно-фантастической повести для детей младшего возраста “Черная курица, или Подземные жители” (1829). Эта повесть была хорошо известна А. С. Пушкину, ценившему мастерство А. Погорельского. В детстве ею увлекался Л. Н. Толстой; в зрелые годы он любил перечитывать “Черную курицу” своим детям.
Эта книга также была встречена одобрительно не только Белинским, но и литературными противниками Погорельского: в журнале “Северная пчела” Ф. Булгариным
Волшебная повесть А. Погорельского построена доступно для детского восприятия. Создается впечатление, что она была первоначально рассказана писателем племяннику Алеше (будущему поэту А. К. Толстому), которого с любовью и заботой воспитывал А. Погорельский. Все сцены в повести даются конкретно, выпукло, с выразительными подробностями, картинной точностью. Вот, например, одна из них: “…Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана.
Ему показалось, что стены сделаны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе.
Алеша очень любовался этим убранством, но странным показалось ему, что все это было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол”.
Впервые в детской литературе появился настоящий, живой образ мальчика. Он вызывает симпатии ребенка-читателя и пробуждает сопереживание. Этот образ помог сделать сложную проблематику повести доступной детскому восприятию.
Вместе с девятилетним Алешей, героем повести, читатель совершает увлекательное путешествие к подземным жителям; вместе с ним заблуждается, совершает ошибки, вместе с ним задумывается над серьезным вопросом, в чем настоящая красота и ценность человека. Погорельский показывает, как легко вторгается сказка в жизнь мечтательного Алеши: “Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки, она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит:
Кудах, кудах, кудуху! Алеша, спаси Чернуху!..”
Алеша – добрый, смелый и впечатлительный мальчик. В то же время он любит пошалить. Автор сумел художественно передать особенности детского мышления и речи.
Вот как передает он внутренний монолог Алеши: “Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что не может быть так трудно, как говорила Чернушка. “Будто не от меня зависит исправиться! – мыслил он,- стоит только захотеть, и все опять меня любить будут”.
Действие развертывается динамично и захватывающе. Повествование часто развивается у Погорельского как реалистическое, полное бытовых подробностей: “В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училища, и еще накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды”. А порою это романтически-таинственный рассказ о волшебных превращениях:
“Чернушка подняла хохол, распустила крылья… Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться”.
Или вдруг слышится живой, эмоциональный диалог:
“Если ты меня не боишься,- продолжала курица,- так поди за мною. Одевайся скорее”.- “Какая ты, Чернушка, смешная! – сказал Алеша.- Как мне можно одеться в темноте? Я платья своего теперь не сыщу, я и тебя насилу вижу!”
Сюжет “Черной курицы” развивается в гармоничном соединении реального и фантастического планов повествования. Погорельский не дает готовых педагогических рецептов своему читателю. Он заставляет задуматься о лени, тщеславии, неумении хранить чужую тайну, о невольном предательстве, которое оборачивается непоправимой бедой для целого народа.