Чем сатира отличается от юмора?
Охарактеризуйте лирического героя поэзии Н. А. Некрасова.
Охарактеризуйте лирического героя поэзии С. Есенина.
Назовите основные жанровые черты басни и приведите имена известных вам баснописцев и их произведения.
Назовите русские комедии и их авторов.
Приведите примеры трагедий в русской литературе.
Чем сатира отличается от юмора?
В основу какого литературного направления положен принцип рационализма? Назовите основные черты этого направления.
Для какого литературного направления
1. Лирический герой Н. А. Некрасова – демократ, гражданин, патриот, который “не может смотреть спокойно на горе матери своей”, который ненавидит “зрелище бедствий народных” и сострадает трудовому человеку (стихи “Поэт и гражданин”, “Элегия”, “В полном разгаре страда деревенская”, “Муза”, “Размышление у парадного подъезда”).
2. Из стихов С. Есенина вырисовывается образ лирического героя – человека, необыкновенно тонко воспринимающего
3. Басня – один из древнейших жанров эпоса. Состоит из небольшого эпизода и нравоучения (морали). Обычно в басне используется прием аллегории, когда под видом животных высмеиваются пороки людей.
Наиболее известными баснописцами в русской литературе были И. А. Крылов (“Мартышка и очки”, “Демьянова уха”, “Квартет”), Демьян Бедный (“Колесо и Конь”, “Волк-правитель”), С. Михалков (“Заяц во хмелю”, “Соловей и Ворона”, “Юнец-индивидуалист”).
4. “Недоросль” Д. И. Фонвизина, “Горе от ума” А. С. Грибоедова, “Ревизор” Н. В. Гоголя, “Клоп” и “Баня” В. Маяковского, “Мандат” и “Самоубийца” Н. Эрдмана, “Зойкина квартира” М. А. Булгакова.
5. “Борис Годунов”, “Маленькие трагедии” А. С. Пушкина, “Оптимистическая трагедия” Вс. Вишневского.
6. Сатира – это вид комического, для которого характерна резко выраженная негативная оценка пороков общественного значения, юмор – насмешливое отношение к несущественным для всего общества недостаткам человека или окружающей действительности.
7. Принцип рационализма положен в основу классицизма, который предписывал ряд нормативных правил: конфликт между чувством и долгом, страстью и разумом с непременной победой разума и долга; разделение действующих лиц на положительных и отрицательных; разделение жанров на высокие и низкие; требование соблюдения в драме трех единств – времени, места и действия.
8. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах характерно для реализма. Важными чертами реализма являются также историзм изображения, причинно-следственная обусловленность событий, социальная детерминированность характера, тесная связь характеров и обстоятельств.
- Что такое РЕАЛИЗМ РЕАЛИЗМ – творческий метод и литературное направление в русской и зарубежной литературе XIX-XX веков. Основной особенностью реализма является социальный анализ, художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно освоить закономерности общественного развития. Поэтому для реализма особенно характерно изображение типических характеров и типических обстоятельств (см. Тип, Типическое). К реализму принадлежали самые разные писатели, поэтому художественное […]...
- Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Пушкину, создателю образа Белкина, с его простодушием и лукавством, автору повестей, пронизанных иронией и юмором, был близок юмор Гоголя. Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Почему его не пленило простодушие и лукавство Белкина? Почему Белинский не понял “Повестей Белкина”, почему не поддержал Пушкина в его решительном и смелом обновлении русской прозы, почему присоединился […]...
- “Чем романтизм Жуковского отличается от романтизма Рылеева” Романтизм, как литературное направление, характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о том, что должно быть, о желанном. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. Поэтому в романтизме выделилось два основных течения – консервативное и революционное. Представители революционного романтизма устремлены в будущее, полны освободительных идей, связаны с […]...
- Представители реализма, определение Новым этапом в развитии русской литературы стало направление критического реализма. Реализм как метод предполагает правдивое изображение характеров, раскрытие закономерных связей героев с социальной средой, художественное постижение общественно-исторических закономерностей. Основной проблемой реалистического искусства и литературы становится проблема взаимоотношений личности и общества, ведущим принципом художественного отражения жизни – социальный анализ. Первой ступенью развития реалистического метода стало направление […]...
- Своеобразие юмора в произведениях А. П. Чехова Очистительную силу смеха использовали многие писатели в своих творениях. Особенно ярко смех проявился в сатирических произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Чехов вслед за своими великими предшественниками также отдает должное юмору. Но проявляется смех в чеховских произведениях очень своеобразно. “Смех сквозь слезы” – сказать было бы точнее. Уже в ранних коротких рассказах писателя […]...
- Сочинение на тему: ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРА В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “ВАСИЛИЙ ТЕРКИН” Главной темой поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин” является тема войны, в центре повествования – тяжелейшие испытания одного из миллионов солдат, однако строки ее наполнены веселой шуткой и юмором: Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой. Уже первая встреча с В. Теркиным […]...
- Сущность грибоедовского замысла пьесы “Горе от ума” Образ Чацкого придает гениальному творению Грибоедова не только национально-историческое значение. Подобно шекспировскому “Гамлету” или “Дон Кихоту” Сервантеса, “Горе от ума” полно глубокого общечеловеческого смысла. Появление “Горя от ума” предвещало победу реализма в русской литературе. С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно […]...
- Чем отличается сайт от блога( информация для коллег) Блог – это сетевой журнал, в котором легко делать новые записи и обновления. Чем отличается сайт от блога. Структура. Изначально сайты были похожи на виртуальные склады информации. На отдельных “полках”- разделах хранились блоки информации по одной теме. Блоги же первоначально представляли собой просто ленту с последовательными записями-постами. Но время все поставило с ног на голову. […]...
- Самобытный мастер сатиры и юмора – Остап Вишня (1889 – 1956) Величайший украинский писатель Остап Вишня широко известен на Украине, в Советском Союзе и за рубежом. В течение всего своего творческого пути, Остап Вишня выступал как талантливый и неповторимый художник, слово которого глубоко проникало в пласты народной жизни и успешно служило его беспрестанному становлению. Справедливо будет сказать: творчество юмориста вдохновлялось и окрылялось большим понятием Народ, о […]...
- “Чем отличается русский человек от иностранца” (эссе по отрывку из “Мертвых душ” Гоголя) По мнению Гоголя, русский человек, в отличие от иностранцев, многогранен: одна сторона у него приготовлена для банкетов и официальных торжеств, другая – для простых вечеринок, еще одна – для общения с высшими чинами… “Перечислить нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения” – утверждает Гоголь. Видя человека каждый день, в каком – то одном “обличии”, невозможно […]...
- Почему так много юмора в поэме “Василий Теркин”? Мир выжил, потому что смеялся. Ж,-Б. Мольер “Василий Теркин” – поэма о Великой Отечественной войне, ее герой – простой пехотинец, который на собственном опыте испытывает все тяготы и ужасы войны. Жизнь на грани жизни и смерти подталкивает солдата к тому, чтобы определить главные человеческие ценности и отбросить второстепенные. Об этом полушутливо-полусерьезно автор рассуждает в первой […]...
- Сочинение на тему: Чем Герасим отличается от всех остальных героев в рассказе Муму, Тургенев Чем Герасим отличается от всех остальных героев Главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму” глухонемой дворник Герасим, приехавший в Москву из деревни. Ему купили кафтан, зимний тулуп и метлу, после чего устроили на работу к одной жестокой Барыне, которая страдала постоянной сменой настроения. Из-за ее самодурства страдал весь двор крепостных, но, увы, работники сделать ничего […]...
- Чем отличается чувство Обломова к Ольге Ильинской от того, которое связало его с вдовой Пшеницыной? Роль этой героини, которую развивал и наставлял Штольц, в судьбе Обломова, ее поведение в отношениях с ним двусмысленны. Истоком ее первоначального интереса к Илье Ильичу была головная идея, желание вывести лежебоку на воздух, снять с него вечные халат и тапочки. “…Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и […]...
- “Чайка”; А. П. Чехова “Чайка”; (1895-1896) резко отличается “Чайка” А. П. Чехова “Чайка” (1895-1896) резко отличается от предыдущих пьес Чехова своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных концепций искусства, концепций жизни. В “Чайке” много любви, т. е. показано, как заполнило это могучие чувство всех героев. Актриса Аркадина переживает роман с писателем Тригориным, холостяком в солидных годах. Они приблизительно одинаково понимают вещи и […]...
- Черты реализма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” По содержанию “Горе от ума” строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Сочувствие закрепощенным народным массам – основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии. В высказываниях Фамусова, […]...
- Тема урока – Надо ли иметь чувство юмора? Разыгрывание сценок по стихотворению А. А. Милна “Непослушная мама” П. Работа над новым материалом 1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач Учитель. Ребята, скажите, вам нравятся юмористические рассказы и стихи? Чем нравятся? Дети. – Они смешные, забавные. Их легко читать. Они поднимают настроение. С юмором можно решать серьезные вопросы и проблемы. Учитель. Верно, и хорошо, […]...
- Юмор и сатира в произведениях Чехова На рубеже XIX – XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX – начала XX столетий. Их произведения, многогранно отражая окружающую действительность, стали художественным свидетельством того, что судьба […]...
- Чем отличается дружба от приятельства? Что же такое дружба? Каждый понимает это слово по-своему, но достаточно легко дать ему общее определение. Дружба – это особый тип взаимоотношений, который основан на привязанности, уважении доверии и заботе. Друзья радуются за успехи каждого из них и сопереживают потерям. Они стараются быть честными между собой, всегда готовы прийти на помощь. Чаще всего их связывают […]...
- Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы) Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы). Приступая к работе над сочинением, вспомните, что тип праведника представлен в русской деревенской прозе вариативно и многоаспектно. Назовите произведения, в которых этот тип проявляет себя наиболее ярко (“Матренин двор” А.И. Солженицына, “Последний поклон” В.П. Астафьева, “Последний срок” и “Прощание с Матерой” В. Г. Распутина, “Светлые […]...
- ЧЕМ СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ? Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ. Ф. Стендаль Наша жизнь была бы скучна, безрадостна, бесцветна, если бы в ней не было места искусству. Искусство – это одна из важнейших ступеней в нравственной, духовной эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. […]...
- ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРА В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “ВАСИЛИЙ ТЕРКИН” ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРА В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “ВАСИЛИЙ ТЕРКИН” Творчество Александра Трифоновича Твардовского – совершенно особенная страница в истории русской литературы XX столетия. В его произведениях мы встречаем неповторимые картины мирного, созидательного труда и тяжелой воинской жизни, в которых отражены самые задушевные чаяния народа. Во время Великой Отечественной войны А. Т. Твардовский пишет поэму “Василий […]...
- Определение юмора, сатиры, иронии и сарказма. Сходства и Различия Противоположное свойство жизненных характеров – вызывать у нас смех своими нравственными недостатками, иногда даже уродствами – называется комическим. Комическое имеет несколько разновидностей. Сатира – это резко отрицательное отношение автора к изображенным характерам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. Так, в комедии Грибоедова подвергаются сатирическому осмеянию типы крепостников-помещиков. Юмор представляет собой более мягкий смех, не ставящий […]...
- Трагедия души в цикле С. Есенина “Москва кабацкая” Творческий путь Сергея Есенина. Тема духовных исканий в цикле “Москва кабацкая”. Стремление лирического героя забыться в угаре “сладкой жизни”. Сомнения лирического героя Есенина относительно правильности избранного пути. Духовное прозрение героя. Осознание потребности в новом взгляде на жизнь. “Буйство глаз и половодье чувств” – самая высокая ценность жизни. Рождение нового миропонимания невозможно без борьбы и боли. […]...
- Сочинение на тему “Роль юмора в жизни человека” Одно из отличий человека от животных, даже умных, заключается в том, что только человек способен шутить и смеяться. Конечно серьезные люди станут отрицать Важность юмора, пренебрежительно спрашивая, какая польза в простой шутке? И юмор порой служит не только полезным, а жизненно важным целям. Наверное, все слышали поговорки: “Смех продлевает жизнь” или “Смех – это лучшее […]...
- Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках Салтыкова-Щедрина? Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказка – первоначально фольклорный жанр, в основании сюжета вымысел, сохраняющий связь с действительностью на уровне морального поучения, отражения в условной, фантастической форме социальных реалий. Салтыковым-Щедриным в первую очередь был использован сатирический потенциал сказки. В его сказках органически сочетаются различные разновидности комического: юмор, сатира, сарказм. Комическое […]...
- Сочинение на тему: “Как отличается человек на войне и в быту?” Война – особенная и неповторимая пора в жизни каждого народа или общества. Это время, когда жизнь человека практически обесценивается, а мировоззрение многих людей кардинально меняется, и уже никогда не становится прежним. Вполне естественно и понятно то, что человек на войне и в обычной жизни, в быту, являются очень разными, даже если речь идет об одной […]...
- ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ определение ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – произведения, совмещающие в себе признаки эпоса и лирики как литературных родов. Как и в эпосе, в них есть сюжет, предметный мир и более или менее развитая система персонажей. Лирическое начало проявляется в наличии лирического героя, который может совпадать с одним из персонажей или с повествователем. Таким образом, лиро-эпические произведения сочетают эпическое изображение […]...
- Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” – гениальная сатира на крепостническую Русь. Сочинение. Краткое изложение текста Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” – произведение сатирическое. Эта смешная и веселая книга тем не менее наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Особенностью гоголевского таланта было органическое сочетание комического и трагического. Поэтому в “Мертвых душах” смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют общую трагическую картину русской действительности 30-х […]...
- НАХОДЧИВОСТЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА (по произведению Э. Распе “Удивительные приключения барона Мюнхгаузена”) НАХОДЧИВОСТЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА – ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ (по произведению Э. Распе “Удивительные приключения барона Мюнхгаузена”) “Да, находчивость – самое главное в жизни, и не было на свете человека находчивее барона Мюнхгаузена”, – так начинается одна из историй о знаменитом бароне, рассказанных нам Р. Э. Распе. И действительно, уж чего-чего, а находчивости Мюнхгаузену не занимать. Кажется, […]...
- Сатира в литературе 20-30-х годов xx века (по творчеству М. М. Зощенко) О чем поет соловей? М. Зощенко Русские писатели-сатирики в 20-е годы отличались особенной смелостью и откровенностью своих высказываний. Все они являлись наследниками русского реализма XIX века. Имя Михаила Зощенко стоит в одном ряду с такими именами в русской литературе, как А. Толстой, Илья Ильф и Евгений Петров, М. Булгаков, А. Платонов. Популярности М. Зощенко в […]...
- Сочинение на тему: “РЕВИЗОР” – САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ Пьеса “Ревизор” была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году, когда до отмены существовавшего в России крепостного права оставалось 25 лет. Изживший себя уклад принимал все более дикие, абсурдные и нелепые формы, тормозя развитие страны и толкая ее к прошлому. Это хорошо понимали образованные люди, и их гневные отзывы о существующем в России рабстве звучали […]...
- Сатира на русское самодержавие в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин, родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, тем не менее, выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать самодержавному строю соринку в государственном оке. Он очень умно и ловко это проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в критике власти. […]...
- Есть ли сатира в романе И. А. Гончарова “Обломов”? Есть ли сатира в романе И. А. Гончарова “Обломов”? Роман “Обломов” является, пожалуй, лучшим произведением И. А. Гончарова. Писавшийся на протяжении десяти лет (с 1848 по 1859 гг.), “Обломов” является отражением тех важнейших процессов, что происходили в русском обществе в 30-ых годах 19 века. Важнейшее место среди них занимает разрушительное влияние крепостного права на дворянство […]...
- Сатира Гоголя В 30-е годы прошлого века Россия после недапнего восстания декабристов пережи. вал. а тяжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе. На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения. искажающие действительность, не дающие правильного представления о […]...
- САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” План. I. Сущность приема “романа в романе”, значение его для понимания образов. II. Отражение в образах Понтия и Иешуа “вечных” проблем и проблем современных автору. 1. Ответственность человека за все, что происходит в мире, – сущность проблемы внутреннего романа. 2. “Прощение Пилата” как знак авторской веры в победу добра. III. Имеет ли зло космическую природу? […]...
- Проблемы отцов и детей. Чем отличается детское мировосприятие окружающего мира от восприятия взрослого? Чем отличается детское мировосприятие окружающего мира от восприятия взрослого человека – вот проблема, над которой размышляет А. Лиханов. Автор с чувством радости рассказывает о событиях из своего беззаботного, счастливого детства, когда он радовался каждому жизненному моменту. Писатель вспоминает, как “носились над головой стрижи”, а на удочку клевали “здоровущие окуни”. Но, к сожалению, спустя время его […]...
- Сатира как творческий принцип Салтыкова-Щедрина “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина (1883-1886) составляют самостоятельный этап его творчества. За небольшим исключением, они созданы в последние годы жизни писателя и предстают перед нами неким итогом его работы в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере может считаться художественным синтезом всего […]...
- Какие начала соединяются в поэме С. Есенина “Анна Снегина”? Какие начала соединяются в поэме С. Есенина “Анна Снегина”? Соотнесите стихи С. Есенина с мотивами его творчества: – А. “В том краю, где желтая крапива” а. Любовь – Б. “Я по первому снегу бреду” б. Природа – В. “Не бродить, не мять в кустах багряных” в. Родина – Г. “Спит ковыль. Равнина дорогая” Что означает […]...
- Докажите справедливость утверждения Старыгиной: “Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева” Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: “Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева”. Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли). Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. […]...
- Сатира в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Центральной темой повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”, написанной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь общество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима […]...