ЧЕЛОВЕК В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1 вариант)



Начало XX века стало для России временем страшных потрясе­ний. За какие-то двадцать лет произошло три революции, страна была втянута в Первую мировую войну! Двадцать лет – это ни­чтожно малый срок для истории, однако события этого времени в корне изменили нашу страну.

И самым суровым испытанием этого двадцатилетия стала Гражданская война.

Двадцатые годы этого века стали временем появления новой ли­тературы, связанной, прежде всего, с именами Фадеева, Фурмано­ва, Бабеля, Шолохова. Они пишут о конкретных исторических со­бытиях, в которых

зачастую сами принимали непосредственное участие. Так, например, Исаак Бабель сражался в рядах Первой Конной армии Буденного, и написанный им впоследствии сборник рассказов, посвященных Гражданской войне, получил название “Конармия”.

Для литературы этого времени главной стала пробле­ма человека и революции, человека в огне Гражданской войны.

Гражданская война разъединила людей, легла пропастью между ними. Нередко случалось так, что члены одной семьи оказывались по разные стороны баррикад. В рассказе “Письмо”, вошедшем в сборник “Конармия”, И. Бабель приводит читателям письмо

крас­ноармейца Василия Курдюкова своей матери. В начале письма он рассказывает о боевых действиях Первой Конной армии, в которых он принимал участие.

Во вторых строках Василий упоминает о том, что отец его, белый офицер, “зарубал” брата Федю, ставшего красноармейцем. Затем он пишет, что другой его брат, решивший отомстить за убийство Феди, разыскал отца и убил его. Василий да­же не подозревает, что может значить эта новость для матери.

Отец идет на сына, сын – на отца, и это он считает вполне нормальным.

Во время Гражданской войны рушатся моральные устои старого

Общества, поэтому одной из главных задач новой литературы ста­новится создание новой идеологии, создание нового героя. В два­дцатых годах в литературе появляется совершенно новый психоло­гический тип – Левинсон (главный герой романа А. Фадеева “Раз­гром”). Он свято верит в революцию, в коммунистические идеалы и готов бороться за них до последней капли крови.

Для Левинсона на первом месте всегда стоят общественные интересы и только по­том личные. Чтобы обеспечить передвижение отряда, Левинсон со­глашается на убийство тяжело раненного Фролова.

Для писателей того времени важна также тема интеллигенции и революции, и хотя разные писатели по-разному относились к ней, то почти каждый обращался к этой теме в своем творчестве. В ро­мане Фадеева “Разгром” Мы знакомимся с молодым красноармей­цем Мечиком, представителем интеллигенции. Его образ вызывает у нас негативное отношение. Мечтательный по натуре, боязливый, Мечик Проигрывает в сравнении с сильным, смелым партизаном Морозкой.

Фадеев пишет, что Морозка “всегда чувствовал между собой и этими людьми (имеется в виду Мечик) непроходимую стену из натащенных ими неизвестно откуда фальшивых красивых слов и Поступков”. Фадеев изображает Мечика как попутчика, далекого от интересов революции. Булгаков же, наоборот, считает интелли­генцию нравственным столпом русского народа, носительницей ве­ковых традиций и культуры.

Это он показывает на примере семьи Турбиных в пьесе “Дни Турбиных”. На глазах БулгаковА происхо­дит окончательный распад “дворянских гнезд”, и это не может не вызывать у него протест. Турбины связаны не только родственны­ми узами, но и духовно близки друг другу.

Недаром Лариосик го­ворит, что за кремовыми шторами их дома скрываются все ужасы войны. Однако война врывается и в этот тихий, уютный дом: уез­жает муж Елены, погибает Алексей, младший брат тяжело ранен. Семья – часть общества, и распад семьи Турбиных говорит о кри­зисе всего общества.

В рассказе “Гедали”, написанном И. Бабелем, главный герой недоумевает: “Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые лю­ди”. Революция, которая делалась ради человека, в действительно­сти оказалась направленной против него.

Люди одной страны ока­зались разделены на два противоборствующих лагеря. Пастернак в “Докторе Живаго* описывает случай, когда Юрий Андреевич, осматривая раненых, находит на груди у красного телеграфиста и белого солдата один и тот же шестидесятый псалом. Это доказыва­ет, что самое страшное в судьбах людей – это то, что они вынужде­ны воевать против своих же соотечественников, людей, ничем не отличающихся от них самих.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ЧЕЛОВЕК В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1 вариант)