Человек долга и чести в русской литературе (На примере романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”)

В русской литературе роман М. А. Булгакова “Белая гвардия” стоит особняком, и прежде всего потому, что это не политический роман. Автор не ставит читателя перед выбором: за красных, за белых или зеленых, как делали многие писатели революционных и послереволюционных лет, он просто рассказывает нам о тех далеких событиях. Личное участие в военных действиях и долг перед потомками не позволяют ему коверкать факты.

На мой взгляд, целью Булгакова было показать трагедию людей, живших в России двадцатых годов, и, в частности, гибель класса, к

которому принадлежал он сам. Представители русской интеллигенции нередко оказывались людьми долга и чести, и именно эту мысль пытается донести до нас писатель.
Революция и последовавшая за ней гражданская война ураганом пронеслись по стране, сметая все на своем пути, выкорчевывая старые порядки и устои. Не избежали этой участи и представители интеллигенции. Но почти никто не сдавался без боя – эти люди боролись за свою свободу, счастье, за все то, чем они жили.

И даже перед лицом смертельной опасности бывшие офицеры, врачи, учителя оставались верны кодексу чести. Булгаков показывает своих героев в различных

условиях: в домашней обстановке и во время кровопролитного боя, в счастье и в беде – и постоянно устраивает им испытания, чтобы мы, глядя на то, как они их преодолевают, смогли глубже проникнуть в душу и понять характер героев.
На мой взгляд, центральное место в романе занимает образ дома Турбиных. В этом доме все держится на вековых традициях, он символ былого геройского духа, и все нити связываются в узел именно в нем. Недаром после тяжелого боя туда приходит Мышлаевский, обовшивевший и замерзший, но не оставивший своих позиций, ведь он дал присягу государю и готов выполнить долг перед отечеством.

Туда же приходит Карась, который, как и многие, сбит с винтов жизни и не знает, за кого он воюет. Он знает одно: “Всем нужно идти”, – идти, чтобы выполнить долг каждого мужчины: защитить свою семью, свой дом, свой город.
В тот вечер полковника Най-Турса не было в гостях у Турбиных, но будь он там, я думаю, он не считал бы себя лишним, потому что он является типичным представителем “вымирающего класса”. Мне кажется, что очень показателен в раскрытии его образа сон Алексея Турбина. В этом сне полковник находится в раю, то есть его смерть уже как бы предопределена. Такие люди, как Най-Турс, не могли выжить, так как, чтобы выжить в большевистском обществе, им пришлось бы изменить своим принципам, но это расходится с их понятиями о чести, а значит, неприемлемо для них.

В том сне полковник был в форме витязя, “которой нет уже ни в одной армии со времен крестовых походов” , а ведь с древних времен богатыри были символом мужества, силы, достоинства, они всегда защищали свою Родину. И еще очень показательна смерть полковника. Видя, что бой проигран, Най-Турс, который устал, но который готов еще воевать, кричит: “Юнкегга! Слушай мою команду: сгывай погоны, кокагды, подсумки, бгосай огужие!…

Бой кончен! Бегом магш!” Он понимает, что смерть этих мальчишек абсолютно бессмысленна, но сам не бежит, так как он офицер и его долг – оставаться на поле боя до конца.
Полковник Малышев находится далеко от Най-Турса, но поступает аналогично. Он опытный солдат и поэтому понимает: невозможно воевать с “составом”, который ему “послал господь Бог”. Эти добровольцы, не державшие в руках оружия, будут убиты сразу же.

Честь офицера не позволяет Малышеву вести под пули этих обманутых людей. Он распускает дивизион и при этом говорит: “…Петлю-ре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу”. Возможно, вот истинная сила характера.
Но более всего мне нравится Николка Турбин. Наверно, благодаря своей молодости и, следовательно, какой-то душевной чистоте. Он искренне верит в то, что должен стать героем, и не оставляет до самой смерти полковника Най-Турса, хотя тот всячески прогоняет его: “Удигай, гвупый мавый!

Говогю – удигай!” Никто не обязывает Николку искать родных полковника, чтобы сообщить им о гибели главы семейства, отыскивать среди сотен трупов тело своего командира, чтобы предать его земле. Но, чувствуя свой долг – долг солдата, долг порядочного человека и друга, он старается исполнить последнюю волю умирающего.
Булгаков иногда говорит о своих героях с доброй иронией. Он дает Най-Турсу картавость, отчего грозные командирские приказы отдают какой-то простотой. Николка сообщает родным о смерти полковника “лучшим своим голосом”, а Карася автор изображает “маленьким, укладистым и действительно похожим на Карася”.

Такая ирония помогает осознать, что перед нами простые люди, но на фоне людей, подобных Таль-бергу, который, спасая себя, бросил семью и дом, а потом город и Родину, не имеющих чести вообще, они кажутся героями.”Белая гвардия” – это любимое творение А. М. Булгакова, и даже не потому, что герои выражают убеждения автора, просто они сами являют собой образчик доблести, чести и мужества, достойный преклонения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

Человек долга и чести в русской литературе (На примере романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”)