“Человеческий ветер” Бориса Пильняка
…человеческий суд… не может быть столь строгим, как суд человека над самим собой. ( Б. Пильняк)
В чем сила художественного воздействия рассказа Б. Пильняка “Человеческий ветер”? Почему это произведение нельзя читать равнодушно? Перечитываю вновь и вновь и поражаюсь глубине и тонкости передачи человеческих характеров, взаимоотношений, проблем.
Рассказ написан в сентябре 1925 года. Но при чтении создается впечатление, что он о нас, о нашем времени. Наверное, потому, что проблемы, поставленные в рассказе, общечеловеческие, над ними
Это проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, семейного счастья и одиночества, верности и измены.
Автор на нескольких страницах показал несколько судеб людей, которые могли бы быть одной счастливой семьей. Но этого не произошло…
Почему? Кто виноват? Писатель оставляет этот вопрос открытым, показывая боль и страдания своих героев.
Можно однозначно сказать только одно: в несчастье детей повинны их родители, оба, и отец и мать, не сумевшие быть мудрыми в пору становления своей семьи.
“…Это был вечер, когда он прогнал свою жену”. Затем писатель,
Сколько бы придирчивый критик подчеркнул речевых и стилистических нарушений, например повторов. А ведь эта картина поражает и восхищает до слез! И вдруг резкая смена настроения: “Все это было”.
Пильняк не дает подробных размышлений по поводу разрыва между молодыми супругами. Это снова неожиданно, пунктирно: пейзаж, интерьер, портрет – все в нескольких коротких предложениях: “За окнами лил осенний дождь и там надо было колоть глаза. На столе горела свеча, капала на то самое сукно, которое никогда не сменялось.
У нее опухли глаза, и у глаз были морщинки”. Это сливается в единую картину драмы. И снова удивится придирчивый критик: такой обычный эпитет “осенний” дождь, созвучный предыдущему “промозглый” вечер, и “расшифрованный” фразеологизм “надо было колоть глаза”, который, нарушая свою общепринятую форму (темно, хоть глаз выколи), почему-то у Пильняка не потерял своего зловещего значения.
Непонятно, почему автор не ставит запятую в этом сложносочиненном предложении, не давая сделать паузу, передохнуть от неожиданности.
П Равы исследователи творчества Бориса Пильняка, отмечая живописное мастерство писателя, мастера “сжатого, четкого образа”, его умение “одним-двумя словами очертить человека, зверя, пейзаж”