“Часы”, анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ “Часы” был написан Тургеневым в 1875 г. в Париже и напечатан в “Вестнике Европы” № 1 за 1876 г. Тургенев писал рассказ в общей сложности больше года. Он начал в Спасском, затем уехал в Москву, Петербург и за границу.

Литературное направление и жанр

Реалистический рассказ “Часы” по времени действия и количеству действующих лиц близок к повести, но в нем одна сюжетная линия, что дает возможность определить его жанровую принадлежность. В нем сильно социально-психологическое звучание.

Проблематика

Основная

проблема – бунт мелкого чиновника, “маленького человека”, против нравственной нечистоты, обмана. Тургенев показывает последствия этого бунта – нищету, болезни, смерть, болезнь ребенка.

Поднимаются социальные проблемы, связанные с нравами и бытом мелкого служилого люда: стряпчих, фабричных, солдат…

Исследуется проблема становления личности и факторы, влияющие на нее.

Герои рассказа
Алексей и Давыд

Рассказчик Алексей и его двоюродный брат Давыд обладают противоположными чертами характера. Алексей слаб и малодушен. Давыд собран, цельная натура, решительный

и сильный. Тургенев показывает истоки и психологию формирования характера.

Семья Алексея духовно ограничена, отец его живет хоть и мелким, но обманом, поговаривают, что он рассказал о запретном образе мыслей или делах брата Егора. В такой среде даже лучшие побуждения Алексея остаются жалкими и половинчатыми (как двойное дарение часов с их возвращением назад). Читатель понимает, что Алексей не будет сильной личностью.

Давыд – настоящий сын своего сосланного за убеждения в Сибирь отца. Он решителен и деятелен, не выносит насилия, знает, какие поступки хороши, а какие плохи. Давыд сдержан и молчалив, но Алексей подчинен ему.

Нравственные силы героев Тургенев всегда проверяет в любви. Любовь Давыда деятельная, он во всем помогает любимой: хлопочет о похоронах матери Раи, дает деньги на лекарство для маленькой Любы. Давыд не позволяет дяде оскорблять Раю, вступает с ним в прямой конфликт.

Алексея уничтожила разлука с двоюродным братом, он словно осиротел, на время потерял опору в жизни и охоту к ней. Очевидно, дальнейшая его жизнь – спокойная жизнь обывателя. В старости, глядя на часы, Алексей тоскует о той упущенной возможности, которая у него появилась бы, если бы он вырвался из своей среды.

Жизнь Давыда – это жизнь победителя и героя, погибшего в Бородинской битве. Его цель – достичь всего, что задумал. Судьба Раи неизвестна, как будто ее жизнь растворилась в жизни мужа.

Раиса

Тургенев подчеркивает детали портрета Раисы. Руки ее тонкие, проворные и ловкие, глаза умные карие. Алексей узнает Раису издали по походке, легкой, упругой, “с маленьким подпрыгом на каждом шагу”.

Раиса грациозна и женственна. Все, что она делала, выходило красиво и трогательно.

Раиса духовно сильна, в ней чувствуется внутреннее достоинство. Она с удивительной стойкостью переносит обрушившиеся на нее несчастья, на скудные доходы от ее рукоделия семья существует. Алексей удивляется, слушая взрослые разговоры Давыда с Раей, что им всего 16-17 лет.

Внезапное окаменение и онемение Раи, уверенной в смерти Давыда, свидетельствует, что сил ей придает именно любовь.

Братья Егор и Порфирий

Порфирий стряпчий, его цель – жить хорошо. Спасенного Давыда он попрекает тем, что он затратил имущество (выбросил часы), ввел в убытки (нужно было заплатить спасителю). С одной стороны, он любит жизнь спокойную и размеренную, не выходящую за рамки общепринятых норм.

С другой – он рискует, проворачивает не совсем честные дела.

Порфирий заботится о сохранении внешнего благочестия. Когда Давыд сообщает, что Рая – его невеста, Порфирий упрекает его в том, что он потерял всякое приличие, а Раю в том, что она забыла стыд и самую честь.

Егор как раз очень доволен сыном и его выбором, замечает, что Рая будет хорошей хозяйкой. Вернувшись, он не упрекал брата, не просто пренебрегал, а брезговал им. Как и Давыд, он не оглядывается на общественное мнение, увозит с собой Раю и ее сестру.

Он щедр, дает деньги на похороны и одаривает спасителя Давыда.

Пульхерия Петровна

Тетка Алексея изображается как ограниченная старая дева, цель жизни которой – соблюдение общественных правил и норм. Каждый, кто их нарушает, становится врагом. Раю она называет негодницей и потаскушкой.

Латкин

Латкин вздумал бунтовать против сложившейся системы общественных отношений, рассказав доверителю о своем собственном обмане. Этот бунт “маленького”, но честного человека приводит к несчастьям и гибели. Латкин и сам воспринимает смерть и болезни в семье как наказание за свой поступок, который объективно достоин уважения, но порицается обществом.

Алексей говорит, что его отец легко прощал крестному, когда тот перебивал у него клиентов (то есть обман и махинации), но поступка Латкина простить не мог.

Тургенев наделяет Латкина способностью путать слова. Таким образом он получает статус блаженного, чьими словами говорит Господь. Внятные слова Латкина “вместе крали”, обращенные к Порфирию, воспринимаются им как осуждение Божье и побуждают молиться с Латкиным и простить его.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 26 пронумерованных главок. Рассказчик, старик Алексей, в 1850 г. вспоминает о событиях юности, случившихся в 1801 г. В последней главке старик снова возвращается в настоящее.

Весь сюжет связан с подаренными Алексею крестным часами, которые герои даже называют заколдованными, потому что они проявляют неожиданные, часто худшие или скрытые качества их характеров.

В рассказе Тургенев использует прием ретроспекции, описывая события, предшествующие рассказу с часами: ссору с Латкиным и его несчастья, историю отношений братьев с Черногубкой.

Кульминация рассказа – уничтожение злополучных часов и несчастье с Давыдом, которое продолжает действовать на героев, как часы, и проявляет худшие качества отца Алексея и тетки, лучшие качества Латкина и истинную любовь Раи и Давыда

Особенности стиля

Тургенев долго и тщательно прописывал каждую психологическую деталь, например, помахивающую кнутиком Любу, не понимающую несчастья, случившегося с Давыдом.

Тургенев не дает подробных портретных характеристик героев (кроме Раи), но подчеркивает характерные детали внешности или личности: крестный “пухлый, круглый”, похож на лису; отец гневлив, но отходчив; у Любы огромные удивленные глаза, у Раи родинка на верхней губе и милое прозвище Черногубка.

Образ серебряных часов луковицей с розаном становится символом пролетевшей жизни, упущенных возможностей, тоски по молодости.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

“Часы”, анализ рассказа Тургенева