Час общения “Конфликты и способы их разрешения”

Константиновская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №2

Час общения ” Конфликты и способы их

Разрешения”

Классный руководитель

10 класса

Кочергина О. М.

Г. Константиновка, 2012

Цель : углубить знания учащихся о конфликте, показать пути выхода из конфликтных ситуаций; учить детей использовать в своем общении с сверстниками и старшими тактики сотрудничества, находить конструктивные способы разрешения проблемных ситуаций ;

Развивать умение отстаивать свою позицию, стремиться к усовершенствованию ; содействовать взаимопониманию в классе ;

Воспитывать уважение к людям, чувство ответственности за свои слова и поступки

Оборудование : таблицы, схемы, карточки из ситуативными упражнениями,

Афоризмы о поведении

Х О Д Ч А С А О Б Щ Е Н И Я

1. Вступительное слово учителя.

Мы с вами живем в современном цивилизованном мире, в информационном обществе, которое достигло высокого уровня развития, которое имеет хорошо развитую науку и технику, пользуется передовыми технологиями. Но можем ли мы сказать, что все в порядке у нас с нравственностью? Можем ли мы считать мир, в котором живем, добрым, гуманным, нравственным?(Ответы детей) . К большому сожалению, нет.

Часто в нашей жизни солнечный свет взаимопониманий заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.

Сегодня мы поговорим о причинах, которые приводят к конфликтам между людьми, которые очень часто заканчиваются унижением одних другими или насилием, и что нужно знать и помнить, чтобы конфликт не перерос в более серьезные формы выяснения отношений.

2. Творческая работа ” Ассоциативный куст”

Начнем наше общение с творческой работы “Ассоциативный куст” ( Работа в группах, каждая группа должна составить ассоциативный куст понятий, которые ассоциируют со словом “конфликт” )

↑ ↑ ↑ ↑

← К О Н Ф Л И К Т →

↓ ↓ ↓ ↓

( Борьба, зло, агрессия, война, вражда, ненависть, драка, слезы, грусть, раздражение, недоверие, насилие, боль)

3. Мотивация

– Какой заряд – позитивный или негативный – носят эти слова? (Ответы детей)

– Готовясь к сегодняшнему занятию, мы провели анкетирование, чтобы определить конфликтность нашего класса и ваше отношение к конфликтам.

Анализ результатов интерактивного опроса :

На вопрос: 1.Как вы считаете, без конфликтов можно обойтись или нет?

“да” ответили – 19 учащихся,

“нет” – 2 учащихся

3. Что является причиной конфликтов? Поведение людей – 9 учащихся; неумение общаться – 12 уч.

4. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?

“да” – 19 ; “нет” – 2 уч. (девочки)

5. Как вы выходили из конфликтной ситуации?

(Ответы : помирились, договорились, простила и помирилась, посчиталась с мнением, мирным путем, нашли компромисс ; дракой – 2 ; желаю, чтобы ни стало, добиться своего – 3 )

6. Как вы считаете: конфликт можно разрешить мирным путем или нет?

“да” -20 , “нет”- 1 уч.

Учитель : Можем ли мы считать, что тема нашего занятия актуальная и своевременная? Нужно ли учащимся нашего класса серьезно относиться к проблеме конфликтов и знать как их разрешать? Для чего?

4. Обсуждение сказки “Мудрец и слон”

“Мудрец и слон”

Давным-давно в маленьком городке жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его.

Но как?

“Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его”

“хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, какой он – слон”

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

“Слон похож на веер!”- закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. “Он похож на дерево!” – воскликнул он.

“Вы оба не правы, – сказал третий, – он похож на веревку”. Этот человек нащупал хвост слона.

“Слон похож на копье”, – воскликнул четвертый.

“Нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!” Он говорил, так ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал хобот слона. “Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею”.

“Нет на веревку!”- “Змею!” – “Стену!” – “Вы ошибаетесь!”- “Я прав!” шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Учитель: Можем ли мы определить ситуацию в сказке как конфликт?

– Есть ли аллегория в этой сказке? Кого олицетворяют слепые мудрецы?

– Определите ошибку мудрецов.

5. Информационная минутка

– Определение понятия конфликта в науке конфликтологии ( таблицы прилагаются)

– Виды конфликтов ( использование схем )

6.Пути выхода из конфликтов

Слово учителя. Как правило, конфликт возникает в результате неуважения, от неумения общаться. Жизнь устроена таким образом, что иногда никак не удается избежать конфликтов.

Но главное не конфликт, а умение выйти из него. Рассмотрим пути выхода из конфликтов. ( схемы прилагаются)

Вопросы группам

– Какой из указанных путей наиболее приемлемый и безболезненный?

– Как будет себя чувствовать каждый из участников конфликта в разных ситуациях?

Вступая в конфликт, люди занимают определенную позицию и пытаются разрешить конфликт, при этом свое поведение они подчиняют определенному девизу. Каждая группа получит девиз и скажет, какой путь выхода из конфликта он представляет.

Девизы:

“Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него”.

“Чтобы я победил, ты должен проиграть”.

“Чтобы ты выиграл, я должен проиграть”.

“Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть”.

“Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть”.

Учитель: Рассмотрим более подробно конструктивный способ выхода из конфликта. Слово предоставляется ученикам, заранее подготовившим информацию о конструктивном способе решения конфликтов.

7. Сообщения учащихся о конструктивном способе решения конфликтов.

( Для разрешения конфликта конструктивным способом существует три пути : переговоры, медиация, арбитраж)

1. Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. ( схема прилагаются)

2. Медиация – это процесс, при котором в переговоры вступает третья сторона – посредник, цель которого помочь первым двум договориться. Выслушав стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа “выигрыш – выигрыш”

3. Арбитраж. Третья сторона контролирует не только процесс. но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для решения их конфликта, и обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующие решения. Арбитрами часто выступают старшие( родители, учителя)

Вопрос группам: Какой, по-вашему, самый оптимальный путь, приносящий меньше потрясений?

8. Ситуативные упражнения ( работа в группах)

– Определите вид конфликта, способ, которым он разрешился. Найдите свой путь решения.

Ситуация №1 ( 1 группа)

Группа подростков собралась слушать музыку. Мнения разделились : одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями “металла”. Завязался спор, посыпались грубые слова, оскорбления.

Страсти накалялись.

Ситуация №2. ( 2 группа)

Родители Алины посещают собрания баптистов. Петя видел, как однажды с ними шла на собрание Алина. Он рассказал об этом одноклассникам. Те стали насмехаться с девочки, придумывали ей прозвища.

Алина скромная, спокойная, не конфликтная. Она ни с кем не ссорилась, не оправдывалась. Ей было обидно, она часто плакала.

А через некоторое время она попросила, чтобы родители перевели ее в другую школу.

Ситуация №3 ( 3 группа)

Саша, выходя из класса, нечаянно зацепил и скинул на пол пенал Кристины. Кристина рассердилась и специально скинула с парты Саши все, что там лежало. В результате они начали обзывать друг друга, потом чуть не подрались.

9. Составление Кодекса поведения во время конфликтов

Составьте Кодекс поведения во время конфликта, использовав

Правила :

1. Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него.

2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не праВ

3. Если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам “да”.

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

13.Уважая других людей, уважай себя.

14.Терпимо относись к другим точкам зрения.

15.Воспринимай людей как равных себе.

16.Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

17.Умей прощать и не будь обидчив.

18.Умей контролировать свои желания и поступки.

10.Заключительное слово учителя.

– Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске):

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях.

И пусть решения окажется верным.

Надеюсь, что в вашей жизни будет как можно меньше конфликтов, и вы всегда с честью выйдете из любой спорной ситуации.

11.Рефлексия.

– Считаете ли вы обсуждение этой темы полезным?

– Повлияет ли оно на ваше поведение в конфликтной ситуации?

– Изменилось ли ваше мнение о том, что целей нужно добиваться любым путем?



Час общения “Конфликты и способы их разрешения”