ЧАЦКИЙ – ПЕРЕДОВОЙ ЧЕЛОВЕК СВОЕГО ВРЕМЕНИ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Комедия “Горе от ума” не только дает об-
щую картину всей русской жизни 10-20-х го-
дов XIX века, но воспроизводит и извечную
борьбу старого и нового, которая с большой
силой развернулась в это время по всей Рос-
сии между двумя лагерями: передовыми, де-
кабристски настроенными людьми и крепо-
стниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу в комедии, твер-
до хранившему традиции “века минувшего”,
противопоставлен Александр Андреевич Чац-
кий. Это передовой человек “века нынешне-
го”, точнее,

того времени, когда после Отече-
ственной войны 1812 года, обострившей само-
сознание всех слоев общества России, стали
возникать и развиваться, тайные революци-
онные кружки, политические общества. Чац-
кий – это типичный образ “нового” челове-
ка, положительного героя, декабриста по
взглядам, общественному поведению, нрав-
ственным убеждениям, по всему складу ума
и души.
Столкновение Чацкого – человека с воле-
вым характером, цельного в своих чувствах,
борца за идею – с фамусовским обществом
было неизбежно. Этот конфликт принимает
постепенно все более ожесточенный
характер
и осложняется личной драмой Чацкого –
крушением его надежд на личное счастье. Его
настроенность против существующих устоев
общества становятся все более резкой.
Если Фамусов – защитник старого века,
времени расцвета крепостничества, то Чац-
кий с негодованием революционера-декабри-
ста говорит о крепостниках и крепостном
праве. В монологе “А судьи кто?” он гневно
выступает против тех людей, которые явля-
ются столпами дворянского общества. Он
резко высказывается против милых сердцу
Фамусова порядков золотого екатерининско-
го века, “века покорности и страха – века
лести и спеси”.
Идеал Чацкого не Максим Петрович, над-
менный вельможа и “охотник поподличать”,
а независимая, свободная личность, чуждая
рабской приниженности.
Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рас-
сматривают службу как источник личных
выгод, “лицам”, а не делу, то Чацкий разры-
вает связи с министрами, уходит со службы
именно потому, что желал бы служить делу,
а не лакействовать перед начальством. “Слу-
жить бы рад, прислуживаться тошно”, – го-
ворит он. Чацкий защищает право служить
просвещению, науке, литературе:
17
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенъя в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким
и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!..
Под этими “молодыми людьми” разуме-
ются такие, как Чацкий, двоюродный брат
Скалозуба, племянник княгини Тугоухов-
ской – “химик и ботаник”.
Если фамусовское общество с пренебре-
жением относится ко всему народному, наци-
ональному, рабски подражает внешней куль-
туре Запада, особенно Франции, даже прене-
брегая своим родным языком, то Чацкий
стоит за развитие национальной культуры,
осваивающей лучшие, передовые достиже-
ния европейской цивилизации. Он сам “ис-
кал ума” во время пребывания на Западе, но
он против “пустого, рабского, слепого подра-
жанья” иностранцам. Чацкий стоит за едине-
ние интеллигенции с народом.
Если фамусовское общество расценивает
человека по его происхождению и количест-
ву крепостных душ, имеющихся у него, то
Чацкий ценит человека за его ум, образован-
ность, духовные и моральные качества.
Для Фамусова и его круга свято и непо-
грешимо мнение света, страшнее всего –
“что станет говорить княгиня Марья Алексев-
на!”. Чацкий отстаивает свободу мыслей, мне-
ний, признает за каждым человеком право
иметь свои убеждения и открыто их высказы-
вать. Он спрашивает Молчалина: “Зачем же
мнения чужие только святы?”.
Чацкий резко выступает против произво-
ла, деспотизма, против лести, лицемерия, пу-
стоты тех жизненных интересов, которыми
живут консервативные круги дворянства.
Духовные качества его выявляются в
подборе слов, в построении фразы, интона-
циях, манере говорить. Речь этого литера-
турного героя – это речь оратора, прекрас-
но владеющего словом, высокообразованного
человека. По мере обострения его борьбы
с фамусовским обществом речь Чацкого все
больше окрашивается негодованием, едкой
иронией.
Комедия Александра Сергеевича Грибое-
дова “Горе от ума” стала событием в русской
литературе начала XIX века, явилась ред-
чайшим образцом обличительного” сатириче-
ского ее направления. И. А. Гончаров писал,
что в комедии “главная роль, конечно, –
роль Чацкого, без которой не было бы коме-
дии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
В образе Чацкого Грибоедов впервые в рус-
ской литературе во весь рост показал “нового”
человека, воодушевленного возвышенными
идеями, поднимающего бунт против реакци-
онного общества в защиту свободы, гуманно-
сти, ума и культуры человека, пытливо ищу-
щего новые, более совершенные формы жиз-
ни, воспитывающего в себе новую мораль,
вырабатывающего новый взгляд на мир и на
человеческие отношения. Это образ смелого
и непримиримого борца за дело, за идеи,
за правду, остро столкнувшегося с общест-
вом реакционеров и крепостников, оболган-
ного и оскорбленного этим обществом, но не
смирившегося перед ним.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ЧАЦКИЙ – ПЕРЕДОВОЙ ЧЕЛОВЕК СВОЕГО ВРЕМЕНИ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)