Чацкий, Онегин, Печорин – лишние люди своего времени
…современный человек
Изображен довольно верно.
А. С. Пушкин
Всего пятнадцать лет – но каких лет! – отделяют выход в свет комедии Грибоедова “Горе от ума” и романа Лермонтова “Герой нашего времени”. Комедия была написана в годы создания тайных организаций декабристов, в романе “Евгений Онегин” действие развивается с 1819 по 1825 год. Это было время больших политических событий в истории страны.
Как поэт и гражданин Лермонтов формировался после разгрома декабристского восстания. Хотя и Грибоедов, и Пушкин,
Но как по-разному складываются судьбы Чацкого, Онегина и Печорина!
Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно. Чацкий резко выступает против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, “века покорности и страха”. С негодованием произносит он монолог “А судьи кто?”, направленный против столпов дворянского общества.
Чацкий
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?
Чацкого боятся, презирают, гонят, клянут. Герой не нашел своего места в фамусовском обществе. Любовь его отвергнута.
Оскорбленный, он покидает Москву, увозя с собой “мильон терзаний” от всего: от “ума”, а еще более от оскорбленного чувства.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Он шел прямой дорогой к декабристам.
Исканиям русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века перед декабристским восстанием 1825 года посвящен роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.
“Забав и роскоши дитя”, Онегин получил типичное для аристократической молодежи образование и ведет обычную для “золотой молодежи” жизнь. Но он выделяется из общей массы этой молодежи. Пушкин отмечает его “мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести и благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, недовольству политической обстановкой, которая сложилась в стране после войны 1812 года.
На него оказывают влияние передовые веяния эпохи – свободолюбивые идеи декабристов: он задумал в своих владениях “порядок новый учредить” и заменил барщину легким оброком. Его нововведения вызывают осуждение соседей-помещиков, которые считают его опаснейшим человеком. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности сближают его с Чацким.
Но если Чацкий “шел прямой дорогой на каторжные работы” , то Онегин не находит в себе сил, чтобы стать декабристом. Он принадлежит к той части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчаливых. Но она стояла в стороне от общественно-политической деятельности.
А такой путь обрекал на бездейственность, на отход от народа. Не было у этих людей высокой цели, они не знали, где применить свои силы и знания.
Онегин – отражение эпохи декабристов, а Печорин – герой третьего десятилетия, “жестокого времени”. Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, Онегин же – в период общественно-политического оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было.
Поэтому Белинский говорит: “Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает”.
Печорин, как Чацкий и Онегин, по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он, как и Онегин, пытается заняться наукой, чтением книг.
Им овладевает та же скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит выше окружающей дворянской среды. Но на этом сходство и кончается.
Острый ум позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке своих современников он самокритичен: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья”.
Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни. “Рожденный для высокой цели”, он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные его.
Печорин – типичный герой своего времени. “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”, – пишет Лермонтов. Печорин в борьбе с собой и светом “утратил навеки пыл благородных стремлений”. Печорин беспощаден к себе. Презирая своих современников за мелочность их существования, он сам не служит высоким целям, увлекается “приманками страстей пустых и неблагодарных”.
Он становится “лишним человеком” в обществе.
А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов показали в своих произведениях влияние условий социальной среды на жизнь человека. Но многое зависит и от него самого. Чацкий – активный борец, он будущий декабрист.
Онегин скучает, но у него есть возможность изменить свою жизнь, присоединиться к освободительному движению декабристов. Для Печорина нет выбора. Жуткая реальность мрачной реакции после декабрьского восстания и жестокая расправа с лучшими представителями дворянского общества вставали глухой, мертвой стеной на пути лучших, благородных стремлений. Безнадежность звучит в словах Печорина о будущем: “Авось умру где-нибудь на дороге!”