Центральный персонаж повести Толстого “Холстомер”
Объект изображения в повести – табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун – это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и жалость, веселье и грусть, зависть и гордость, беспечность молодости и угрюмое сознание своей дряхлой старости.
Более всего очеловечен главный персонаж Холстомер чье жизнеописание занимает почти всю повесть. Толстой стремится создать образ живой, зримый, конкретный. Внешность X. описана обстоятельно и подробно:
Он искалечен побоями, страшно худ, у него опухлая и гноящаяся болячка и шерсть торчком. Но несмотря на отвратительную старость этой клячи, знаток сразу узнавал, что это была в свое время замечательная лошадь. “Глубоко мысленный” образ X. (он же “Мужик Первый сын Бабы”) синоним российского земледельца, сотворен
В судьбе X. отражена судьба попранного, униженного, порабощенного “мужика”, участь которого – “унижения, труд, унижения, труд”. “Я был пегий, – сообщает о себе X., – я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому”. И только потому, что он пегий, к нему относятся как к вещи, с которой совершают купчие сделки. Пежина – это знак, наглядно разоблачающий условность и порочность деления божьего мира на отдельные сословия, слои, касты, группы с различными правами и типом существования. После случившегося с X. “странного несчастья”, ставшего для него “решительным переворотом”, он осознал жестокость и нелепость понятий: “мой, моя, мое, которые говорят про различные вещи, существа, предметы, даже про землю, про людей и про лошадей”.
Драматическая история “одной лошади”, сочиненная писателем, – апофеоз конягам, чьи “божьи жизни” были отданы труду, покорному служению людям. Даже после смерти они продолжали служить добру, участвуя в вечном круговороте жизни.
Образу X. противопоставлен бесшабашный, беззаботный, веселый гусар Серпуховский, превратившийся в никчемного барина-паразита, жившего за счет работяг, таких, как X. Толстой использовал наивное, отстраненное, незамутненное предубеждениями и ложными постулатами сознание X., чтобы обнажить абсурдность и противоестественность социального порядка, признающего право собственности, насилие, произвол, угнетение.
Related posts:
- Холстомер – характеристика персонажа Произведение: Холстомер ХОЛСТОМЕР – центральный персонаж повести Л. Н. Толстого “Холстомер” (1860). Объект изображения в повести – табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун – это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и жалость, веселье и грусть, зависть и гордость, беспечность молодости и угрюмое сознание своей […]...
- Краткое содержание – Холстомер – Толстой Лев Л.Н. Толстой – повесть “Холстомер”. В центре изображения писателя – табун лошадей, каждая из которых очеловечена, наделена людскими чувствами, мыслями. Тут присутствуют жалость и жестокость, гордость и зависть, беспечность молодости и угрюмое сознание собственной дряхлости. Как замечает С.А. Розанова, “табун – это метафора современного общественного организма”, Холстомер же символизирует собой судьбу попранного, униженного, порабощенного мужика. […]...
- Центральный персонаж повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Профессор Преображенский хирург, светило мирового значения. Его литературными собратьями являются Базаров, Лопухов, Кирсанов. Так же как они, профессор Преображенский – приверженец философии разумного эгоизма, рационалист, следующий базаровской формуле: “Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник”. профессор Преображенский очевидный разночинец, сделавший профессиональную карьеру и полагающий, что его труд, талант, профессионализм дают ему право […]...
- Центральный персонаж романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Прототипом этого образа стал потомок родовитого дворянского семейства, чиновник и помещик Василий Степанович Перфильев, старинный друг Толстого. Писатель был причастен к его судьбе, имел ясное представление о его личности, душевном складе, о его “добродетелях и прегрешениях” и “легких увлечениях”. Использовал Толстой и письма жены Перфильева, Прасковьи Федоровны, и рукопись ее повести “Странный случай” о “катастрофе”, […]...
- Центральный персонаж романа Толстого “Анна Каренина” Прототипами для создания образа Каренина Толстому служили его хороший знакомый “рассудительный” С. М. Сухотин, переживший подобную семейную драму, и свояк писателя А. М. Кузминский. Принято считать, что фамилия персонажа “говорящая” и происходит от греческого слова “каренон” (голова), что подчеркивает одну из основных черт характера – рассудочность, преобладание воли и упорядоченности поведения над чувством. Однако образ […]...
- Троекуров центральный персонаж повести А. С. Пушкина “Дубровский” Троекуров – реально проживавший в Нижегородском уезде помещик, владевший огромными вотчинами. В характере персонажа также много черт двоюродного деда Пушкина – генерал-майора Петра Абрамовича Ганнибала, отличавшегося крутым нравом и необузданным темпераментом. В повести Пушкина фигура Троекуров очень важна. Не случайно повесть начинается с его характеристики: “В домашнем быту Кир ила Петрович выказывал все пороки человека […]...
- Центральный персонаж романа-эпопеи Толстого “Война и мир” В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета связан с другими действующими лицами “романическими” отношениями. В формировании замысла “Войны и мира” как исторического произведения образ К. призван был выразить целый ряд важных для автора идей: отношение к роли личности в истории и ее […]...
- Центральный персонаж трагедии Ф. Шиллера “Разбойники” Франц Моор завидует своему старшему брату Карлу: тот обаятелен и красив, к младшему же брату природа оказалась немилостива (“обанкротилась перед моим рождением”). Ф. М. желает любой ценой получить то, в чем ему отказано, – замок и деньги отца, Амалию, которую любят оба брата, но которая предпочла Карла. Франц Моор не останавливается ни перед чем: он […]...
- Центральный персонаж комедии И. С. Тургенева “Месяц в деревне” Образ Ракитина лишен фабульной напряженности, разговоры преобладают над драматическим действием. Изображая неторопливое течение жизни, Тургенев концентрирует внимание на интимных конфликтах частного лица. Образ Ракитина существует в подробно разработанном психологическом и бытовом контексте дворянской среды. Образ Р. автобиографичен (“Ракитин – это я”,- писал Тургенев). Он умный, честный, тонкий, интеллигентный и несчастный человек. Это особый тип “лишнего […]...
- Центральный персонаж драмы А. П. Чехова “Три сестры” Барон Тузенбах Обрусевший немец, родившийся в Петербурге, “холодном и праздном”, – самый счастливый человек в пьесе. Он остро чувствует “рубежность”, “переломность” настоящего времени и всем своим существом устремлен к надвигающейся “громаде”, “здоровой, сильной буре”, которая “сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку”. В горячей убежденности Тузенбах В необходимости труда, последовательной, обязательной […]...
- Центральный персонаж древнеиндийской эпопеи “Рамаяна” У царя Дашаратхи долгое время не было наследника; после многих жертвоприношений супруги царя – Кауша-лья, Кайкейи и Сумитра родили ему четырех сыновей: Раму, Лакшману, Бхарату и Шатругх-ну. Братья росли вместе и нежно любили друг друга. Р. превосходил их силой, умом и красотой. Уже в юности он совершает великие подвиги, побеждая могучих демонов. Во время сваямвары […]...
- Центральный персонаж комедии Чехова “Вишневый сад” Образ Фирса старого верного слуги Гаевых, содержит в себе индивидуально-психологическое и историко-символическое значение. Старинная ливрея и белые перчатки Фирса такая же память о прошлом, как и комната, которая “до сих пор называется детскою”, столетний “многоуважаемый шкаф”, родовое поместье с домом и вишневым садом. Сам Фирс – в буквальном смысле слова – “ходячая” память старинного усадебного […]...
- Центральный персонаж романа “Сатирикон” Трималхион представляет собой тип богача-вольноотпущенника, со всеми особенностями этого рода людей, с точки зрения образованного и тонкого аристократа. Плохая сохранность произведения (от которого дошла до нас лишь незначительная часть – отрывки XIV и XV книг) делает эту эпизодическую фигуру (в прямом смысле, поскольку жанр предполагает многочисленные вставные эпизоды, в том числе довольно крупные, не имеющие […]...
- Центральный персонаж произведения Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Рахметов отличается от других героев романа так же, как сам роман Чернышевского – от тради ционных психологических романов. В журнале “Эпоха”, издававшемся М. М. и Ф. М. Достоевскими, о Рахметове писали как о “каком-то кабинетном мифе, путешествующем так же легко по факультетам, как и по Европе” (Н. Соловьев). В художественной иерархии романа он занимает высшую […]...
- Центральный персонаж романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Образ Иисуса Христа возникает на первых страницах романа в разговоре двух собеседников на Патриарших прудах, один из которых, молодой поэт Иван Бездомный, сочинил антирелигиозную поэму, но с поставленной задачей не справился. Иисус у него получился совершенно живой, а надо было доказать, что его не существовало вовсе, “что все рассказы о нем простые выдумки, самый обыкновенный […]...
- Тригорин центральный персонаж комедии А. П. Чехова “Чайка” Линия Тригорина в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола “знаменитого писателя, любимца публики”. Т. ходит в “рваных ботинках и брюках в клетку”; любит удить рыбу и “радуется, что поймал двух голавлей”; старается не привлекать к себе внимания; не разучился “конфузиться” от похвал; “вялый, рыхлый, всегда покорный”, он лишен “характера”; волнуется […]...
- Центральный персонаж драмы Сухово-Кобылина “Дело” Тарелкин олицетворение “новой” России, новой морали, выражение нигилистического мировоззрения. Тарелкин человек, способный на все (“с мертвого снял бы шкуру”), готовый на любое преступление, но фатально невезучий. Его цинизм беспределен, однако он не обладает страшной жестокой хваткой победителя Варравина. Тарелкин жалок в своей мерзости, он не человек, а тень. Автор создает оригинальный образ маленького человека, одержимого […]...
- Центральный персонаж романа Гюго “Собор Парижской богоматери” Образ поразительной силы, яркий и мощный, одновременно отталкивающий и притягательный. Пожалуй, из всех персонажей романа именно К. более всего соответствует эстетическим идеалам романтизма: он как гигант-исполин возвышается над чередой довольно заурядных, поглощенных своими обыденными занятиями людей. Принято проводить параллели между Квазимодо и Эсмералъдой (физическое уродство и красота); К. и Клодом Фролло (бескорыстие истинного чувства и […]...
- Центральный персонаж драмы Островского “Гроза” Кабаниха принадлежит к тем властным и сильным натурам, которые осознают себя хранительницами “порядка”, исконных норм и правил жизни: Кукушкина (“Доходное место”), Уланбекова (“Воспитанница”), Мурзавецкая (“Волки и овцы”), Мавра Тарасовна (“Правда – хорошо, а счастье лучше”). Сама себе хозяйка (“богатая купчиха, вдо – 181 ва”), Марфа Игнатьевна Кабанова управляет домом, опираясь на старинный закон быта и […]...
- Центральный персонаж рассказа И. А. Бунина “Сны Чанга” Действительность интерпретируется Чангом в соответствии с условно “собачьим” восприятием жизненной драмы капитана с его теорией “двух правд”, постоянно сменявших друг друга: “первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая, что жизнь мыслима лишь для сумасшедших”. Приверженность то одной, то другой “правде” знаменует взлеты и падения судьбы капитана. Время деформировалось в восприятии Ч., сны которого […]...
- Центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то Скалозуб соответствует “хвастливый воин”, популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом “башне градо победителе” Пиргополинике, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. Скалозуб если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” Основным, хотя и не единственным, реальным прототипом С. Т. Верховенского явился известный русский либеральный историк-западник, друг А. И. Герцена Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855). Источником сведений об историке, которого писатель не знал лично, послужила рецензия Н. Н. Страхова на книгу А. В. Станкевича “Т. Н. Грановский” (1869), опубликованная в “Заре”. 26 февраля (10 марта) 1869 года […]...
- Холстомер – Л. Н. Толстой На заре с барского конного двора выгоняют на луг лошадей. Из всего табуна выделяется серьезным, задумчивым видом старый пегий мерин. Он не выказывает нетерпения, как все остальные лошади, покорно ждет, пока его оседлает старик Нестер, и с грустью наблюдает происходящее, зная наперед каждую минуту. Пригнав табун к реке, Нестер расседлывает мерина и чешет его под […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж “Братьев Карамазовых” появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным “Словечки”, в поисках характерных выражений для речи героев романа. […]...
- Краткое содержание Холстомер Лев Толстой Л. Н. Толстой Холстомер На заре с барского конного двора выгоняют на луг лошадей. Из всего табуна выделяется серьезным, задумчивым видом старый пегий мерин. Он не выказывает нетерпения, как все остальные лошади, покорно ждет, пока его оседлает старик Нестер, и с грустью наблюдает происходящее, зная наперед каждую минуту. Пригнав табун к реке, Нестер расседлывает мерина […]...
- Холстомер. История лошади Лев Николаевич Толстой Холстомер. История лошади Рассказ (1863-1885) На заре с барского конного двора выгоняют на луг лошадей. Из всего табуна выделяется серьезным, задумчивым видом старый пегий мерин. Он не выказывает нетерпения, как все остальные лошади, покорно ждет, пока его оседлает старик Нестер, и с грустью наблюдает происходящее, зная наперед каждую минуту. Пригнав табун к […]...
- Центральный персонаж пьесШекспира: исторической хроники “Генрих IV” и комедии “Виндзорские насмешницы” Один из самых популярных комических персонажей Шекспира. В образе своего героя драматург “совместил” двух реальных исторических персон. Это сэр Джон Олдкасл, лорд Кобем, примкнувший, несмотря на свое знатное происхождение, к секте лоллардов (предшественников пуритан), выступивший с обличениями в адрес католической церкви и сожженный за ересь в 1417 году. Другой прототип Фальстафа – баронет Джон Фастолф, […]...
- Центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” В наименовании героя Островский играет мягкими “л” и скользящими “з” (Лазарь Елизарыч Подхалюзин), намекая на зерно образа пройдохи-приказчика и его способ действия в пьесе. Свои далеко идущие планы (завладеть имуществом хозяина и жениться на его дочке Липочке) П. проводит в жизнь аккуратно и постепенно. Верный подручный Большова, П. до поры до времени так и стелется […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Порфирий Петрович пристав следственных дел при одной из полицейских частей Петербурга, ведущий дело об убийстве и ограблении старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Еще за два месяца до этих событий Порфирий Петрович обратил внимание на анонимную газетную статью “О преступлении”, в которой по идейным соображениям оправдывалось убийство человеком “высшего разряда” людей “низшего разряда”, и […]...
- Центральный персонаж героической комедии “Сирано де Бержерак” Во французской драматической литературе, до появления на рубеже XIX и XX вв. “новой драмы”, историки театра нередко отмечают три имени, дающих представление об эволюции понятия героя: Сид, Лоренцаччо и Сирано. Последний к тому же подводит итог поискам романтического героя, которому французская драматургия отдавала столь щедрую дань на протяжении всего XIX столетия. Закрепляя сближение романтической драмы […]...
- Сочинение миниатюра по рассказу Л. Толстого “Холстомер” С народными рассказами сближаются не только драматические произведения писателя, но и повести, посвященные всегда волновавшей его проблеме смысла жизни. Теперь особое внимание он обращает на исследование ложного, извращенного мировоззрения представителей господствующих классов, принимающих устоявшиеся взгляды на жизнь, собственность, семью, любовь за нечто постоянное, не подлежащее ни малейшему сомнению. Таков герой повести “Холстомер” (законченной в 1885 […]...
- Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В романе Пушкина “Капитанская дочка” образ Емельяна Пугачева является символом власти. Известно, что в “Капитанской дочке” Пушкин противопоставил народ и власть. Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от народа, незнание и нежелание властьимущих знать потребности простого мужика. Отсюда – национальные трагедии, одной из которых является, по мнению Пушкина, бунт под предводительством Емельяна Пугачева. […]...
- АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО “ДЕТСТВО” 1 вариант Начало серьезной литературной деятельности Льва Николаевича Толстого ознаменовало написание повести “Детство”. Это его первое произведение стало признанным шедевром русской литературы. Основой замысла Толстого послужил глубоко личный, автобиографический материал: в повести нашло отражение все пережитое писателем в детском возрасте. Первого своего героя Николеньку Иртеньева автор наделяет беспокойной совестью […]...
- Сочинение по повести Толстого “Xаджи-Мурат” В период подготовки первой русской революции Толстой все острее и острее ощущал кричащие противоречия между обездоленным и голодным народом и господствующими классами. Он был убежден, что человечество стоит теперь на пороге огромных преобразований. Все чаще выступает писатель с публицистическими статьями, заметками, открытыми письмами, которые неизменно находили самый живой отклик в России и во всем мире. […]...
- Герой повести Л. Н. Толстого “Хаджи-Мурат” Действительное историческое лицо, знаменитый храбростью наиб (уполномоченный) Шамиля, в 1834-1836 гг. один из правителей Аварского ханства. В 1851 г. перешел на сторону русских, потом пытался бежать в горы, чтобы спасти семью, оставшуюся в руках Шамиля, но был настигнут и убит. Толстой говорил о ХАДЖИ-МУРАТ : “Это мое увлечение”. Более всего покоряла художника энергия и сила […]...
- Штольц персонаж романа Гончарова “Обломов” Литературные источники образа Штольца – гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том ” Мертвых душ “), Петр Адуев (“Обыкновенная история”). Позднее тип Ш. Гончаров разрабатывал в образе Тушина (“Обрыв”). Штольц – антипод Обломова, положительный тип практического деятеля. В образе Ш., по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, […]...
- Мои впечатления от повести Толстого “Юность” Толстой возвратился в Москву после учебы в Казанском университете и поселился с октября 1948 по февраль 1849 года в Малом Николопесковском переулке (ул. Федотовой) в доме 12-14(флигель не сохранился) у приятеля В. С. Перфильева, который послужил прототипом Стивы Облонского в романе “Анна Каренина”. С декабря 1850 по 1851 год жил в доме 36/18 (сохранился несколько […]...
- Сочинение по повести Льва Толстого “Казаки” “Казаки” (1852-1863) являются важным этапом в развитии мировоззрения и таланта Толстого. В основе повести – конфликт между людьми труда, для которых характерны чувства свободы, независимости и собственного достоинства и дворянином Обелинскиным, желающим сблизиться с жизнью казаков, но терпящим закономерную неудачу в этих своих попытках. Обелинский отправляется на Кавказ с наивными надеждами на нравственное возрождение. Он […]...
- Вишневый сад как центральный образ в комедии Чехова Образ вишневого сада является центральным образом в комедии Чехова, он представлен лейтмотивом различных временных планов, невольно соединяя прошлое с настоящим. Но вишневый сад – не просто фон происходящих событий, он – символ усадебной жизни. Судьба имения сюжетно организует пьесу. Уже в первом действии, сразу после встречи Раневской, начинается обсуждение спасения заложенного имения от торгов. В […]...
- Художественное своеобразие повести Толстого “Казаки” В “Казаках” Толстой шел за Пушкиным, но отнюдь не повторял его, а в чем-то даже спорил с Пушкиным. Это был особенный, характерно толстовский путь ученичества: он учился, оставаясь верным не только учителю, по и самому себе,- учился, преодолевая. В “Казаках” “спор” с Пушкиным и преодоление пушкинских художественных решений заключалось прежде всего в демонстративном снижении, “заземлении” […]...