Центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета “Недоросля”: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец Стародума служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: “имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время”.

Стародум убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. “Невежда без души – зверь”, – говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой,

Скотинину, Митрофанушке.

Покинув военную службу, Стародум оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. “Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденной мою душу, мою честь”. Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. Стародум добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом.

Для просветительского сознания Фонвизина – это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной

обязанностью и привилегией каждого достойного человека.

Государству, если исходить из сюжета “Недоросля”, люди, подобные Стародум не нужны, оно отличает лишь “случайных”, т. е. попавших в случай “любимцев”. Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, “случайные” государственные мужи, самозваные учителя – все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место.

На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества С. отвечает: “Тщетно звать врача к больным неисцельно”.

Рассуждения Стародума об истинных ценностях жизни написаны Фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время русское дворянство, получившее права вольности. Мысль В. О. Ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов “сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ Простаковых”, обнажает драматизм ситуации, изображенной Фонвизиным.

Пьеса “Недоросль” в первый раз была поставлена в театре на Царицыном лугу в бенефис И. А. Дмитревского, сыгравшего в спектакле роль С. (1782).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”