Царство “Желтого Дьявола” в цикле Горького “В Америке”

За время пребывания в Америке, наряду с романом “Мать” и пьесой “Враги”, Горький написал серию памфлетов, очерков и публицистических статей, в которых подверг острой критике капиталистический строй Запада. В очерке “Город Желтого Дьявола”, открывающем цикл “В Америке”, Горький описывает Нью-Йорк. За бешеным грохотом жизни этого громадного города писатель уловил его главную особенность: полное безразличие к человеку.

Острую боль вызывает в нем вид американских детей: “они бледны и желты, кровь их отравлена, нервы

раздражены зловещим криком ржавого металла, угрюмым воем порабощенных молний. “Разве из этих детей вырастут здоровые, смелые люди” спрашиваешь себя. В ответ отовсюду скрежет, хохот, злой визг”. Город представляется писателю огромным котлом, и котором из людей вываривают золото.

В этом богатейшем городе мира его поражает ужас нищеты Ист-айда, квартала бедных. Горькому, видевшему самое “дно” жизни, не приходилось встречать ничего мрачнее той нищеты.

В очерке “Царство скуки” писатель возмущается пошлостью и убожеством развлечений, которыми хозяева жизни одурманивают американскую толпу.

Глядя, как люди издеваются над маленькой беззащитной обезьянкой и наслаждаются видом ее мучений, автор говорит про себя; “Животное! Прости им! Со временем они будут лучше…”

А. М. Горький в годы торжества реакции показал в своих произведениях, что эксплуататоры не могут больше управлять страной, что их власть держится на гнилых, быстро разрушающихся подпорках. Процесс разложения в среде охранителей существующего строя изображен в пьесе “Последние” (1908). Действие пьесы происходит в семье полицеймейстера Коломийцева, принимавшего участие в расправе над революционерами. Это – подлый, жестокий и циничный человек, которому чужды и непонятны благородные чувства.

Он трусливо убегает от стрелявших в него революционеров,- а затем арестовывает первого попавшегося юношу и ради успеха своей карьеры возводит на него ложное обвинение. Коломийцева окружают нравственные уроды: палачи, мошенники, взяточники, готовые ради карьеры и наживы уничтожить друг друга.

В “Вишневом саде” Чехов показал дворянство как утративший силу и уходящий со сцены класс. Но дворянство не так легко расставалось с властью. Писарев писал в 1906 году: “Вся Россия отдана на поток и разграбление шайке прогоревших дворянчиков в военных мундирах.

Все обещания свободы, которые мы. слышали от правительства, растоптаны ногами насильников. Все тюрьмы переполнены борцами за свободу народа”.

В пьесе “Последние” Горький показал последышей дворянства, морально разложившихся, но все еще цеплявшихся за власть и не брезгавших самой подлой службой в полиции и охранке. Смести эту нечисть с лица земли могла только революция. Царскому правительству удалось на целое десятилетие отсрочить свою гибель, опираясь на союз с буржуазией и на реакционное мещанство.

Разоблачение мещанства как опоры реакции было одной из важнейших тем творчества Горького.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Царство “Желтого Дьявола” в цикле Горького “В Америке”