Царственные слова
Уже несколько лет я работаю над темой по самообразованию “Использование технологии критического мышления (ТКМ) на уроках литературы”. Знакомила учителей района с этой технологией и показывала урок с применением ее. Урок разработала сама, боялась, что он покажется ученикам сложным, что не успеем все намеченное сделать за 45 минут. Но все получилось как нельзя лучше, урок понравился и учителям, и детям.
Может быть, кому-то из учителей, работающих над применением ТКМ на
В начале урока учитель читает отрывок из какого-нибудь стихотворения и отрывок из любого учебника. Основной вопрос для размышления: Чем художественная речь отличается от нехудожественной?
Один из ответов – наличием Тропов. Мы не случайно выбрали для примера стихи, поскольку доля тропов в них часто бывает очень высокой. Именно работа над художественными средствами в стихотворной речи и станет основной на нашем уроке.
Затем учащимся для индивидуальной работы раздается текст “Как простые слова становятся царственными” . Шестиклассники читают его и делают на полях пометки: (знал); + (новое); ? (не понял). Затем в тетради оформляется и заполняется таблица.
Related posts:
- Прокомментируйте слова В. Г. Короленко С1. Прокомментируйте слова В. Г. Короленко, утверждавшего, что автор “конечно, мысленно отрицал “обломовщину”, но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью”. Всем, кто читал роман “Обломов”, известно, что Иван Гончаров ненавидел лень, бездеятельность дворян, и все эти явления назвал одним словом “обломовщина”. Описание, в какой комнате проживает его герой, Илья Ильич Обломов, уже есть обличение “обломовщины”. […]...
- Что такое Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) – разложение слова на составляющие его значимые части – морфемы, установление функционального и структурного статуса этих морфем, а также соотношения их друг с другом в пределах данного слова. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения морфем. Порядок разбора слова по составу обычно такой: 1) выделить […]...
- “Корни-крылья” и разочарования. (красивые слова и громкий ор) “Корни-крылья” и разочарования. (красивые слова и громкий ор) Заканчивается 20й год Независимости Украины. Думалось, что в юбилейный год и ко Дню украинского казачества, в том числе, будет востребовано творчество, посвященное исторической памяти, национальным идеалам потому планировала серию выставок детских и своих работ. Однако, агитбригада “про светофор” оказалась более актуальной, за что и получила привселюдное порицание […]...
- Конспект урока на тему “Словарные слова для 2 класса” Конспект урока на тему “Словарные слова для 2 класса” В данном ресурсе представлены 40 словарных слов и ассоциативный способ их запоминания. На уроках слова вводятся постепенно. Дети запоминают их на основе ассоциаций. Ученики могут предложить свои способы запоминания. Автобус – на остановке автобуса изображена большая буква “А” Автомобиль – АЗС, автО, мотОР (2 буквы “о” […]...
- Сочинение на тему: Какой урок я больше всего люблю и почему? Какой урок я больше всего люблю и почему? В последнее время я полюбил уроки изобразительного искусства, или ИЗО, как все сокращенно называют этот предмет. Раньше я их недолюбливал, потому что у меня получались некрасивые рисунки, даже какие-то несуразные, можно сказать. Но перейдя из начальной школы в пятый класс, мы попали к новому учителю ИЗО. Это […]...
- Будни и праздник Слова День учителя литературы на восьмом Московском педагогическом марафоне учебных предметов вновь проходил в гостеприимном лицее № 1535. Информация о его программе печаталась в газете, была помещена на издательском сайте. Двери были широко открыты, и все, кто мог, кто хотел, пришли. Краткий итог: основная программа выполнена полностью, коллеги получили прекрасную возможность для свободного общения, редакция, как […]...
- Сочинение-рассуждение на тему Как вы понимаете значение слова Учитель Учитель в жизни каждого человека играет роль наставника, который опытной рукой направляет в нужное русло. Тяжелый труд иногда остается недооцененным. Обучить и передать свои знания младшему поколению под силу только истинному педагогу по призванию. Без учителя невозможно освоить необходимый материал, который послужит стартом для дальнейшей жизни. Карьера строится на прочной базе, полученной во время занятий […]...
- Композиция “Слова о полку Игореве” Часть первая: поход Игорева войска – Вы прочитали дома первую часть “Слова о полку Игореве”. Каковы ваши первые впечатления? Как вы поняли содержание этой части? После беседы обратимся к композиции произведения. Исследователи установили, что композиция “Слова о полку Игореве” в высшей степени продуманная и стройная, что говорит о высокой литературной культуре автора литературного памятника Древней Руси. Композицию “Слова о полку […]...
- Сочинение “Сила слова” или “Слово в жизни человека” Сочинение “Сила слова” или “Слово в Жизни человека “ В мире существует невидимая сила. Она является одновременно оружием и лекарем души. Она способна менять окружающий мир. Это сила слова. Особенно важно для человека родное слово. Его ребенок слышит еще в колыбели от мамы, затем впервые произносит его своими устами, потом учится разбирать его буквы в […]...
- Роль золотого слова Святослава По Слову о полку Игореве “Слово о полку Игореве” – памятник древнерусской литературы, величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. В этом произведении изображается положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. В середине “Слова” автор переносит читателя в Киев, в “гридницу” Святослава, который видит “мутный” сон, предвещающий беду. Услышав о несчастье, Святослав “изронил […]...
- Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? (ЕГЭ по русскому) Понятие “добро” у меня вызывает ассоциации с нравственностью, с чем-то хорошим и полезным, противоположным злу. Творить добро может абсолютно любой человек, для этого не требуются специальные знания, достаточно обладать неравнодушным сердцем. Добро – это безвозмездная забота и помощь, милосердие и радость, надежда и любовь. Можно делать добро старому немощному человеку, затерявшемуся в толпе малышу, заплутавшему […]...
- Первые слова о лирике Приступая к изучению лирики в 5-6м классе, учитель испытывает невольный трепет. Ведь именно сейчас надо заложить основы понимания и анализа поэтического текста и при этом пробудить и развить интерес к лирическим произведениям (или как минимум его не “убить”). Как подготовить детей к восприятию этой темы, настроить на нее? Эта задача решалась в блоке из трех […]...
- “Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…” (А. Т. Твардовский) Все творчество А. Т. Твардовского представлено поэзией своего времени. Он пытался, как нельзя точнее, передать аспекты жизни своего отечества и народа. На протяжении периода военного времени А. Т. Твардовский работал в качестве корреспондента газеты “Красная звезда”. Многие моменты отыскали собственное отражение на страницах поэтических произведений героического автора. Со всеми тяготами военных лет читатель знакомится на […]...
- Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека Урок можно начать с осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока, которая принадлежит московскому поэту, создателю авторской песни, нашему современнику Михаилу Щербакову1. Для создания проблемной ситуации урока можно предложить школьникам обсудить несколько высказываний русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытаться подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции: “Как человек, как личность […]...
- Таинственное превращение слова Среди образцов устного народного творчества, созданных нашими предками, особой разновидностью являются загадки. Хотя они имеют очень короткую форму, но в каждой из них в художественно-поэтическом стиле изображены явления или существа. Чтобы отгадать загадку, нужно понимать аллегории, которые в ней используются, метафоры, которыми изображаются предметы и события. Построены загадки так, что возбуждают любопытство, вызывают желание поразмышлять […]...
- О силе доброго слова Можно ли разрешить конфликт, не прилагая при этом физическую силу, – вот главный вопрос, волнующий автора. Терри Добсон, повествуя о назревающей драке в вагоне, с восхищением рассказывает о поведении старика, успокоившего “бандита” при помощи доброго слова. Автор уверен, что в любой жизненной ситуации доброе слово, а не кулаки могут разрешить назревающий конфликт. Так и случилось […]...
- Сочинение “Литература как искусство слова” < p>Каждый вид искусства создает свои произведения и оказывает эстетическое воздействие на людей с помощью своих особых средств. В музыке это звуки, в живописи – цвета и линии, в скульптуре – формы, в танце – движения. Это как бы основной строительный материал, из которого возникает произведение. Что касается литературы, то несложно понять, что основным средством […]...
- Значение “Слова о полку Игореве”. Традиции русской литературы ПЛАН В чем заключается непреходящее значение памятника? Какие традиции русской литературы берут свое начало от “Слова…”? Почему не прекращается поток переводов “Слова…”? “Слово” – прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения” (В. Г. Белинский). Гениальнейшее произведение древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве” – было написано в XII веке и, пройдя […]...
- Что такое Основа (часть слова) Основа – это часть слова, которая выражает его лексическое значение и находится перед окончанием или (реже) перед словоизменительным суффиксом. Например, в словах земля, мечтательный основы земл – и мечтателън – находятся перед окончаниями, а в слове играли основа игра – перед суффиксом прошедшего времени – л-. Основа может совпадать со словом, если слово не имеет […]...
- Сочинение на тему Волшебная сила слова Кто сказал, что слова не могут быть волшебными? Да, это сказано образно, но какую магию они творят, как помогают человеку, после этого не возможно их просто не назвать волшебными. Слова могут помочь совершенно в любой ситуации. Когда человек отчаивается, то слово поддержки помогает ему снова встать на ноги, заставить себя двигаться вперед и не опускать […]...
- Свобода слова и перст указующий Школьные экзамены ушли, но не в Лету канули. Не первые они и не последние. Через год – новые. Будем ли мы, как всегда, наступать на грабли? Так как предлагаемые свыше темы сочинений зачастую бывают неудобоваримыми для школьников, выпускники 11-х классов в этих случаях предпочитают экзаменационное изложение. О нем и пойдет речь. Форма вроде бы знакомая […]...
- Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” Гений без имени. Автор “Слова о полку Игореве” 1. “Слово о полку Игореве” не летопись, а художественное произведение. 2. Автор – Гений без имени. 3. Вдохновительница Автора – любовь к Родине. “Слово о полку Игореве” не летопись, а первое в мировой литературе удивительно цельное художественное произведение, отражающее […]...
- Пафос памятника “Слова о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” – произведение очень сложное и необычное, в нем очень много литературных заимствований из разных произведений -“Песни о Роланде”, “Энеиды” Вергилия, “Илиады” Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоев произведения, основное направление мысли автора неизменно – он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность […]...
- Сюжетно-композиционные особенности “Слова о полку Игореве” Композиция “Слова” четкая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения. Автор стремится выразить свое отношение к изображаемым событиям, донести свою политическую оценку их значения для всей Русской земли, а потому повествование часто прерывается разнообразными авторскими отступлениями, на фоне которых стремительно, как в кинематографе, мелькают полные […]...
- Идейно-художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Автор “Слова…” неизвестен. Нашел это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, это был не оригинал, а его более поздняя копия, которая погибла во время пожара в Москве в 1812 году. Сохранилось печальное издание 1800 года. Все это создало предпосылки для сомнений в подлинности “Слова”. Сейчас, конечно, его подлинность доказана и лингвистическим анализом, и историческим. […]...
- Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении? Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении? А. Кушнер писал: ” Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова “во-первых”, “во-вторых”. Они, начав издалека, Давали повод, не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа”. Как точно выразил в стихах поэт огромную роль вводных слов, […]...
- Найти корень – узнать историю слова Слова в языке изменяются. Многие в прошлом производные слова стали непроизводными, они потеряли связь с родственными словами, первоначальный корень перестал в них выделяться, и мы уже не можем сказать, почему предметы, явления названы именно этими словами. Для установления старых родственных связей таких слов необходимы специальные научные розыски. Этим занимается особая отрасль языкознания – этимология (от […]...
- Загадки поэзия слова четыре вида загадок (Детские народные сказки) Еще А. Н. Толстой говорил, что русский народ очень мудр. Песни, былины, хитрые загадки, сказки – вот то богатство, которое останется на века. Загадки – одно из самых поэтических явлений. К сожалению, у нас не хватает времени изучить их поглубже в школе. Но давайте попробуем это сделать сейчас. Что же представляют собой загадки? “Загадки – […]...
- Ошибки в выборе нужного слова из синонимического ряда Школьники уже в 5 классе получают общее понятие о синонимах как о словах, сходных (Белый – беловатый – белесый, обещать – поклясться) или полностью совпадающих по смыслу (Гиппопотам – бегемот, гневаться – сердиться), которые отличаются одно от другого или оттенками смысла (Красный – багровый), или стилистической окраской и сферой употребления (Похитить – украсть – стибрить, […]...
- Красота и величие родного слова в поэтическом творчестве Максима Рыльского Отношение к слову как к магической силе – приметная черта поэтического таланта Максима Рыльского. Хотя слово для всех поэтов является, так сказать, “материалом” для творчества, но в украинской литературе найдется немного таких, кто бы его уважал и обожествлял настолько, как Максим Тадеевич Рыльский. Большой знаток родного языка, он каждым стихом утверждал красоту и величие украинского […]...
- Мастер русского слова: И. С. Тургенев С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. В произведениях Тургенева мы не найдем прямых авторских оценок описываемой действительности, и может показаться, что их создал бесстрастный летописец, “добру и злу внимая равнодушно”. Но […]...
- Валентность слова Валентность слова – это присущая слову потенциальная возможность вступать в сочетания с другими словами в словосочетании или предложении, это его способность распространяться другими словами или словосочетаниями. Термин был введен в лингвистическую традицию французским лингвистом, основателем структурного синтаксиса Люсьеном Теньером в XX в. по аналогии с понятием валентность в химии. Первоначально его применяли только по отношению […]...
- Сочинение на тему: Добрые слова “Будьте добры!” – каждодневно обращаемся мы с просьбами что-то передать, сообщить, отправить. Говорим, как и положено, из вежливости. А может, стоит чаще употреблять слова? Разве не замечаем мы, как становится радостнее у нас на душе, когда улучшается настроение у тех, кто вокруг нас. Благородный пример в конечном счете заразителен. Добрые дела порождают цепную реакцию. Так […]...
- Полемика о времени написания “Слова о полку Игореве” “Слова о полку Игореве” было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого времени и началось интенсивное изучение этого выдающегося памятника древнерусской литературы. Исследователи анализировали текст “Слова”, его художественные Достоинства, язык, рассматривали идейный замысел памятника, исторический кругозор его автора, выясняли обстоятельства обнаружения рукописи “Слова” и принципы его издания. […]...
- Словообразовательный анализ слова Словообразовательный анализ слова – это такой разбор слова, при котором устанавливается производящее слово (1), словообразовательный формант (2) и способ, при помощи которого было образовано разбираемое слово (3). В отличие от морфемного разбора, при разборе данного типа требуется определить только отношения между двумя словами, одно из которых образовано от другого и толкуется через него. В отдельных […]...
- Дитя слова АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Айрис Мердок (Iris Murdoch) Дитя слова (A Word Child) Роман (1975) Хилари Бэрду сорок один год. Он работает “в государственном департаменте – неважно каком”, в чиновничьей иерархии, если не считать машинистки и клерка, стоит на самой низкой ступеньке; живет в неуютной квартирке, которая служит ему лишь “местом для спанья”, не пытаясь ее обустроить […]...
- Сочинение на лингвистическую тему новые слова в современном русском языке. Срочно зарание спасибо! Новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых вещей и понятий (в связи с развитием науки, техники, культуры и других сторон социальной…1) путем словообразовательной деривации – образования новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям; Контаминация – 1) смешение двух или нескольких событий при их описании; 2) соединение текстов разных […]...
- Три главных слова в моей жизни Какие три слова я могла бы назвать главными в моей жизни на данный момент? В первую очередь, это любовь, затем дружба и, наконец, образование. Почему же я выбрала именно эти слова? Любовь является основой семьи, без которой было бы невозможно существование общества. Это чувство также позволяет человеку раскрыть внутренний потенциал, обнаружить в себе новые возможности. […]...
- Морфемный анализ слова Морфемный анализ слова – разложение слова на составляющие его значимые части – морфемы, установление функционального и структурного статуса этих морфем, а также соотношения их друг с другом в пределах данного слова. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения морфем. Порядок разбора слова по составу обычно такой: Выделить окончание; Выделить формообразующий суффикс; Выделить […]...
- Определение. Валентность слова Валентность слова (от лат. valentia “сила”) – это присущая слову потенциальная возможность вступать в сочетания с другими словами в словосочетании или предложении, это его способность распространяться другими словами или словосочетаниями. Термин был введен в лингвистическую традицию французским лингвистом, основателем структурного синтаксиса Люсьеном Теньером в XX в. по аналогии с понятием валентность в химии. Первоначально его […]...