Уже несколько лет я работаю над темой по самообразованию «Использование технологии критического мышления (ТКМ) на уроках литературы». Знакомила учителей района с этой технологией и показывала урок с применением ее. Урок разработала сама, боялась, что он покажется ученикам сложным, что не успеем все намеченное сделать за 45 минут. Но все получилось как нельзя лучше, урок понравился и учителям, и детям.
Может быть, кому-то из учителей, работающих над применением ТКМ на уроках, пригодится предложенный мной материал.
В начале урока учитель читает отрывок из какого-нибудь стихотворения и отрывок из любого учебника. Основной вопрос для размышления: Чем художественная речь отличается от нехудожественной?
Один из ответов — наличием Тропов. Мы не случайно выбрали для примера стихи, поскольку доля тропов в них часто бывает очень высокой. Именно работа над художественными средствами в стихотворной речи и станет основной на нашем уроке.
Затем учащимся для индивидуальной работы раздается текст «Как простые слова становятся царственными» . Шестиклассники читают его и делают на полях пометки: (знал); + (новое); ? (не понял). Затем в тетради оформляется и заполняется таблица.
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: полон лес Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ПОЛОН Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : полон, полона, полону, полоном, полоне, полоны, полонов, полонам, полонами, полонах Начальная форма ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: игра идет в одни ворота Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ИГРА Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Формы : игра, игры, игре, игру, игрой, игрою, игр, играм, играми, играх Начальная форма ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: нежный разобрать как часть речи Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : НЕЖНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное Формы : нежный, нежного, нежному, нежным, нежном, нежная, нежной, нежную, нежною, ... Читать далее...
- Прокомментируйте слова В. Г. Короленко С1. Прокомментируйте слова В. Г. Короленко, утверждавшего, что автор «конечно, мысленно отрицал «обломовщину», но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью». Всем, кто читал роман «Обломов», известно, что Иван Гончаров ненавидел лень, бездеятельность дворян, и все эти явления назвал одним словом «обломовщина». Описание, в какой комнате проживает его герой, Илья Ильич Обломов, уже есть обличение «обломовщины». ... Читать далее...
- Что такое Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) — разложение слова на составляющие его значимые части — морфемы, установление функционального и структурного статуса этих морфем, а также соотношения их друг с другом в пределах данного слова. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения морфем. Порядок разбора слова по составу обычно такой: 1) выделить ... Читать далее...
- «Корни-крылья» и разочарования. (красивые слова и громкий ор) «Корни-крылья» и разочарования. (красивые слова и громкий ор) Заканчивается 20й год Независимости Украины. Думалось, что в юбилейный год и ко Дню украинского казачества, в том числе, будет востребовано творчество, посвященное исторической памяти, национальным идеалам потому планировала серию выставок детских и своих работ. Однако, агитбригада «про светофор» оказалась более актуальной, за что и получила привселюдное порицание ... Читать далее...
- Сочинение «Литература как искусство слова» < p>Каждый вид искусства создает свои произведения и оказывает эстетическое воздействие на людей с помощью своих особых средств. В музыке это звуки, в живописи — цвета и линии, в скульптуре — формы, в танце — движения. Это как бы основной строительный материал, из которого возникает произведение. Что касается литературы, то несложно понять, что основным средством ... Читать далее...
- Будни и праздник Слова День учителя литературы на восьмом Московском педагогическом марафоне учебных предметов вновь проходил в гостеприимном лицее № 1535. Информация о его программе печаталась в газете, была помещена на издательском сайте. Двери были широко открыты, и все, кто мог, кто хотел, пришли. Краткий итог: основная программа выполнена полностью, коллеги получили прекрасную возможность для свободного общения, редакция, как ... Читать далее...
- Урок русского языка Во 2 классе Тема: Закрепление умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу Октябрьская О Ш 1 -3 ступеней Урок русского языка Во 2 классе Тема: Закрепление умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Учитель Музычук Л. Н. 16.12.2009 г. Тема: Закрепление умения писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу. Цели: совершенствовать написание а, у, и после шипящих звуков; развивать умение определять в словах орфограммы; развивать связную ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение на тему Как вы понимаете значение слова Учитель Учитель в жизни каждого человека играет роль наставника, который опытной рукой направляет в нужное русло. Тяжелый труд иногда остается недооцененным. Обучить и передать свои знания младшему поколению под силу только истинному педагогу по призванию. Без учителя невозможно освоить необходимый материал, который послужит стартом для дальнейшей жизни. Карьера строится на прочной базе, полученной во время занятий ... Читать далее...
- Роль золотого слова Святослава По Слову о полку Игореве «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. В этом произведении изображается положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. В середине «Слова» автор переносит читателя в Киев, в «гридницу» Святослава, который видит «мутный» сон, предвещающий беду. Услышав о несчастье, Святослав «изронил ... Читать далее...
- Композиция «Слова о полку Игореве» Часть первая: поход Игорева войска — Вы прочитали дома первую часть «Слова о полку Игореве». Каковы ваши первые впечатления? Как вы поняли содержание этой части? После беседы обратимся к композиции произведения. Исследователи установили, что композиция «Слова о полку Игореве» в высшей степени продуманная и стройная, что говорит о высокой литературной культуре автора литературного памятника Древней Руси. Композицию «Слова о полку ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? (ЕГЭ по русскому) Понятие «добро» у меня вызывает ассоциации с нравственностью, с чем-то хорошим и полезным, противоположным злу. Творить добро может абсолютно любой человек, для этого не требуются специальные знания, достаточно обладать неравнодушным сердцем. Добро — это безвозмездная забота и помощь, милосердие и радость, надежда и любовь. Можно делать добро старому немощному человеку, затерявшемуся в толпе малышу, заплутавшему ... Читать далее...
- Конспект урока на тему «Словарные слова для 2 класса» Конспект урока на тему «Словарные слова для 2 класса» В данном ресурсе представлены 40 словарных слов и ассоциативный способ их запоминания. На уроках слова вводятся постепенно. Дети запоминают их на основе ассоциаций. Ученики могут предложить свои способы запоминания. Автобус — на остановке автобуса изображена большая буква «А» Автомобиль — АЗС, автО, мотОР (2 буквы «о» ... Читать далее...
- Первые слова о лирике Приступая к изучению лирики в 5-6м классе, учитель испытывает невольный трепет. Ведь именно сейчас надо заложить основы понимания и анализа поэтического текста и при этом пробудить и развить интерес к лирическим произведениям (или как минимум его не «убить»). Как подготовить детей к восприятию этой темы, настроить на нее? Эта задача решалась в блоке из трех ... Читать далее...
- «Война — печальней нету слова./ Война — святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) Все творчество А. Т. Твардовского представлено поэзией своего времени. Он пытался, как нельзя точнее, передать аспекты жизни своего отечества и народа. На протяжении периода военного времени А. Т. Твардовский работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Многие моменты отыскали собственное отражение на страницах поэтических произведений героического автора. Со всеми тяготами военных лет читатель знакомится на ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова самовоспитание (ЕГЭ по русскому) Словарь С. Ожегова трактует самовоспитание как «воспитание самого себя». Этот процесс позволяет нам стать лучше, сформировать в себе достойные качества: упорство, волю, уверенность, целеустремленность, способность к анализу. Важно, чтобы человек проявлял желание трудиться над собой, ведь во взрослой жизни придется руководствоваться собственным умом, без подсказок учителей и родителей. Постоянное обучение и тренировки позволяют контролировать эмоции ... Читать далее...
- Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека Урок можно начать с осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока, которая принадлежит московскому поэту, создателю авторской песни, нашему современнику Михаилу Щербакову1. Для создания проблемной ситуации урока можно предложить школьникам обсудить несколько высказываний русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытаться подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции: «Как человек, как личность ... Читать далее...
- Сочинение: Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы? Вопрос 3 экзаменационного билета (билет № 21, вопрос 3) Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы? Основное содержание «Слова о полку Игореве» связано с изображением суровых военных событий. В то же время богатство содержания этого выдающегося памятника древнерусской литературы таково, что «Слово» дает читателю многосторонние знания о ... Читать далее...
- О силе доброго слова Можно ли разрешить конфликт, не прилагая при этом физическую силу, — вот главный вопрос, волнующий автора. Терри Добсон, повествуя о назревающей драке в вагоне, с восхищением рассказывает о поведении старика, успокоившего «бандита» при помощи доброго слова. Автор уверен, что в любой жизненной ситуации доброе слово, а не кулаки могут разрешить назревающий конфликт. Так и случилось ... Читать далее...
- Морфологический анализ слова Задание: Из предложений (предложения указаны) выпишите (часть речи указана). Среди предложений (указано) найдите такое, в котором имеется…(частица, наклонение глагола, прилагательное того или иного разряда, разряд или форма того или иного местоимения и т. д.). Аналитический отчет ФИЛИ: «…Наиболее низкие результаты Экзаменуемые показали при различении частиц, производных Предлогов, местоимений различных разрядов». Это задание практически повторяет задание ... Читать далее...
- Найти корень — узнать историю слова Слова в языке изменяются. Многие в прошлом производные слова стали непроизводными, они потеряли связь с родственными словами, первоначальный корень перестал в них выделяться, и мы уже не можем сказать, почему предметы, явления названы именно этими словами. Для установления старых родственных связей таких слов необходимы специальные научные розыски. Этим занимается особая отрасль языкознания — этимология (от ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Автор «Слова…» неизвестен. Нашел это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, это был не оригинал, а его более поздняя копия, которая погибла во время пожара в Москве в 1812 году. Сохранилось печальное издание 1800 года. Все это создало предпосылки для сомнений в подлинности «Слова». Сейчас, конечно, его подлинность доказана и лингвистическим анализом, и историческим. ... Читать далее...
- Сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова» четкая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения. Автор стремится выразить свое отношение к изображаемым событиям, донести свою политическую оценку их значения для всей Русской земли, а потому повествование часто прерывается разнообразными авторскими отступлениями, на фоне которых стремительно, как в кинематографе, мелькают полные ... Читать далее...
- Пафос памятника «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нем очень много литературных заимствований из разных произведений -«Песни о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоев произведения, основное направление мысли автора неизменно — он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность ... Читать далее...
- Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении? Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении? А. Кушнер писал: » Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова «во-первых», «во-вторых». Они, начав издалека, Давали повод, не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа». Как точно выразил в стихах поэт огромную роль вводных слов, ... Читать далее...
- Значение «Слова о полку Игореве». Традиции русской литературы ПЛАН В чем заключается непреходящее значение памятника? Какие традиции русской литературы берут свое начало от «Слова…»? Почему не прекращается поток переводов «Слова…»? «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» (В. Г. Белинский). Гениальнейшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — было написано в XII веке и, пройдя ... Читать далее...
- Свобода слова и перст указующий Школьные экзамены ушли, но не в Лету канули. Не первые они и не последние. Через год — новые. Будем ли мы, как всегда, наступать на грабли? Так как предлагаемые свыше темы сочинений зачастую бывают неудобоваримыми для школьников, выпускники 11-х классов в этих случаях предпочитают экзаменационное изложение. О нем и пойдет речь. Форма вроде бы знакомая ... Читать далее...
- Гений без имени. Автор «Слова о полку Игореве» Гений без имени. Автор «Слова о полку Игореве» Гений без имени. Автор «Слова о полку Игореве» 1. «Слово о полку Игореве» не летопись, а художественное произведение. 2. Автор — Гений без имени. 3. Вдохновительница Автора — любовь к Родине. «Слово о полку Игореве» не летопись, а первое в мировой литературе удивительно цельное художественное произведение, отражающее ... Читать далее...
- Красота и величие родного слова в поэтическом творчестве Максима Рыльского Отношение к слову как к магической силе — приметная черта поэтического таланта Максима Рыльского. Хотя слово для всех поэтов является, так сказать, «материалом» для творчества, но в украинской литературе найдется немного таких, кто бы его уважал и обожествлял настолько, как Максим Тадеевич Рыльский. Большой знаток родного языка, он каждым стихом утверждал красоту и величие украинского ... Читать далее...
- Загадки поэзия слова четыре вида загадок (Детские народные сказки) Еще А. Н. Толстой говорил, что русский народ очень мудр. Песни, былины, хитрые загадки, сказки — вот то богатство, которое останется на века. Загадки — одно из самых поэтических явлений. К сожалению, у нас не хватает времени изучить их поглубже в школе. Но давайте попробуем это сделать сейчас. Что же представляют собой загадки? «Загадки — ... Читать далее...
- Валентность слова Валентность слова — это присущая слову потенциальная возможность вступать в сочетания с другими словами в словосочетании или предложении, это его способность распространяться другими словами или словосочетаниями. Термин был введен в лингвистическую традицию французским лингвистом, основателем структурного синтаксиса Люсьеном Теньером в XX в. по аналогии с понятием валентность в химии. Первоначально его применяли только по отношению ... Читать далее...
- Полемика о времени написания «Слова о полку Игореве» «Слова о полку Игореве» было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого времени и началось интенсивное изучение этого выдающегося памятника древнерусской литературы. Исследователи анализировали текст «Слова», его художественные Достоинства, язык, рассматривали идейный замысел памятника, исторический кругозор его автора, выясняли обстоятельства обнаружения рукописи «Слова» и принципы его издания. ... Читать далее...
- Ошибки в выборе нужного слова из синонимического ряда Школьники уже в 5 классе получают общее понятие о синонимах как о словах, сходных (Белый — беловатый — белесый, обещать — поклясться) или полностью совпадающих по смыслу (Гиппопотам — бегемот, гневаться — сердиться), которые отличаются одно от другого или оттенками смысла (Красный — багровый), или стилистической окраской и сферой употребления (Похитить — украсть — стибрить, ... Читать далее...
- Мастер русского слова: И. С. Тургенев С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. В произведениях Тургенева мы не найдем прямых авторских оценок описываемой действительности, и может показаться, что их создал бесстрастный летописец, «добру и злу внимая равнодушно». Но ... Читать далее...
- Конспект урока русского языка в 6 классе «Состав слова. Обобщение» Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №1 г. Иркутска Учитель дефектолог Гаврилова Ольга Валентиновна Высшая квалификационная категория Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: Состав слова. Обобщение. Задачи : Образовательные : Обобщить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав ... Читать далее...
- Конспект урока на тему «Буквы е, е, ю, я в начале слова» Хлопянова Татьяна Витальевна русский язык Учитель начальных классов 2 класс МБОУ «СОШ№14» система Л. В. Занкова Г. Новомосковска Тульской области Тема урока: Буквы е, е, ю, я в начале слова Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Е, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука). Задачи: ... Читать далее...
- Три главных слова в моей жизни Какие три слова я могла бы назвать главными в моей жизни на данный момент? В первую очередь, это любовь, затем дружба и, наконец, образование. Почему же я выбрала именно эти слова? Любовь является основой семьи, без которой было бы невозможно существование общества. Это чувство также позволяет человеку раскрыть внутренний потенциал, обнаружить в себе новые возможности. ... Читать далее...
Царственные слова