Царскосельский лицей – лицей для российской элиты
С Царскосельским лицеем связана отдельная страница в истории русской культуры. Инициатива его создания, возникшая на фоне распространения просветительских идей в России, принадлежала выдающемуся государственному деятелю, человеку прогрессивных взглядов и широкой образованности М. М. Сперанскому. Будучи сторонником либеральных реформ, Сперанский считал, что необходимо воспитать “новых людей”, способных на государственных постах осуществлять требуемые преобразования, руководствуясь соображениями общего блага.
Эту задачу он
12 августа 1810 г. Александр I подписал постановление об учреждении Лицея. Однако вскоре император внезапно отступил от курса на реформы, отстранил Сперанского и многих передовых людей от дел, а в главные помощники взял невежественного Аракчеева, активно проводившего в стране реакционную политику. Первоначальная идея Лицея уступила место плану создания привилегированного закрытого учебного заведения для отпрысков дворянских семей. И все же кое-что из замыслов Сперанского уцелело: открывшийся в 1811 г. Лицей избрал своим девизом слова: “Для пользы общей” и поставил перед собой
Это определило характер деятельности заведения, формально уравненного в правах с университетами, но по сути не имевшего себе равных в России.
Уникальным было само месторасположение Лицея. В Царском Селе, куда на лето перебиралась императорская семья, для него был перестроен флигель большого Екатерининского дворца, находившийся посреди роскошного парка, украшенного скульптурами, беседками, павильонами и прудами.
Нетрудно представить, что такое окружение придавало особое поэтическое очарование лицейским будням. Достаточно необычной была и учебная программа заведения, содействовавшая развитию гуманитарного мышления и творческих способностей учащихся. Среди преподавателей было немало тех, кто, прослушав курсы в лучших отечественных и европейских университетах, искренне стремился воспитать лицеистов образованными людьми, в чьем сознании свободомыслие неотделимо от долга служения родине, а стремление к самореализации – от представлений о чести и достоинстве личности.
Неудивительно, что из дружной лицейской семьи вышло немало талантливых “служителей муз” и прогрессивно мыслящих патриотов, оставивших свой след в истории и культуре России. К их числу принадлежала троица самых близких друзей Пушкина: А. Дельвиг (который, между прочим, устроил первую публикацию пушкинских стихов в серьезном журнале) – автор многих стихотворений, впоследствии положенных на музыку и распространившихся на правах народных песен по всей России; литератор В. Кюхельбекер, более, впрочем, отметившийся в рядах декабристов (за что был приговорен к восьмилетнему заключению в одиночной камере с последующей ссылкой в Сибирь), а также видный деятель декабристского движения И. Пущин, тоже сполна заплативший за свои политические убеждения.
- Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану – Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану. Это произведение стало посланием автора своим лицейским друзьям, с которыми ежегодно происходили встречи 19 октября в стенах Лицея. Письмо в стихах является одним из многих посланий, но оно заслужило внимание по причине отсутствия […]...
- Чем чаще празднует Лицей Вторая половина октября традиционно проходит у нас под знаком пушкинского Лицея. 19 октября – как будто бы немножко и день рождения отечественной литературы, и день рождения отечественной педагогики. Конечно, задолго до появления Лицея блистали Ломоносов и Фонвизин, Державин и Карамзин. Конечно, уже больше полувека выпускал студентов флагман отечественного образования – Московский университет. Но все же, […]...
- Биография Пушкина. Лицей (Пушкин А. С.) В 1811 году Пушкин поступил в лицей, только что открытый в Царском Селе (ныне г. Пушкин), под Петербургом. В августе были проведены приемные экзамены, а 19 октября, когда окончился ремонт здания, отведенного под лицей, состоялось торжественное открытие этого нового учебного заведения. С 23 октября начались занятия. Лицей был своеобразным учебным заведением. В его организации большое […]...
- Александр Сергеевич Пушкин – Детство и Лицей Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1817) родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 – 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) ему досталось немного; но и это он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “Чем чаще празднует лицей…” Автор, чтивший “святую” лицейскую годовщину, неоднократно обращался к теме 19 октября, в день открытия учебного заведения. Известная формула, утверждающая прекрасную суть свободного и вечного дружеского союза, создана поэтом в 1825 г. В произведении, появившемся двумя годами позже, уходят восторженные интонации и возрастают минорные мотивы. Герой призывает божественные силы в помощь товарищам, благословляя их судьбу – […]...
- Чем чаще празднует лицей (Пушкин Александр Сергеевич Стихи) Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину, Тем робче старый круг друзей В семью стесняется едину, Тем реже он; тем праздник наш В своем веселии мрачнее; Тем глуше звон заздравных чаш, И наши песни тем грустнее. Так дуновенья бурь земных И нас нечаянно касались, И мы средь пиршеств молодых Душою часто омрачались; Мы возмужали; рок […]...
- Конформизм украинской элиты в произведениях Т. Шевченко Жанр послания был одним из любимых в творчестве Шевченко. “Дружеское послание” землякам было написано в июне 1845 года. Путешествия Кобзаря по Украине в течение трех лет дали ему возможность познакомиться с украинскими интеллигентами, патриотами, прогрессивно настроенными людьми дворянского происхождения. Преимущественно это были потомки казацкой старшины, люди, от природы наделенные незаурядным умом, стремлением к знаниям, высшему […]...
- Царскосельский ліцей Пушкін А. З Царскосельский ліцей Пушкіна. Пушкіна. Пушкіна. Тут скрізь Пушкін. Щабля сходів ведуть мене на другий поверх Пушкінського Музею. Тепер я перебуваю в довгому коридорі, з боків розташовуються кімнати ліцеїстів. В одній з кімнат перебувати на столі матовий глечик з водою. Здається, що саме сьогодні навіть дбайливо налито воду. Так само в куті коштує стілець він зовсім […]...
- III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ “ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ” 03 апреля 2014 года совместно с Гимназией № 10 города Новосибирска, при поддержке Министерства образования, науки и инновационной политики Правительства Новосибирской области прошла III Международная научно-практическая Интернет-конференция “Информационные технологии в инновационном образовании”, участниками которой уже в третий раз стали и представители нашего лицея. На конференцию представлены материалвы наших учителей: 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ […]...
- Музей читателя в Российской государственной библиотеке искусств В мире хорошо известны музеи книги, эстампов, открыток, однако Музея читателя, кажется, до сих пор не существовало. И вот теперь в самом центре Москвы, на Большой Дмитровке он появился! Идея его создания возникла постепенно, во время повседневной работы сотрудников Российской государственной библиотеки искусств по изучению читательской аудитории РГБИ и специфики обслуживания в этой библиотеке, самой […]...
- Информация о приеме учащихся в профессиональные учебные заведения Российской Федерации 1. В профессиональные учебные заведения (ПУЗ) принимаются граждане Российской Федерации, проживающие па территории, имеющие образование в объеме основной и средней школы: на дневное обучение в возрасте до 30 лет, на вечернее обучение и в отдельные группы по переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров – без ограничения возраста. В отдельные группы могут приниматься лица, не имеющие […]...
- Отличия российской истории от европейской Некоторые отличия российской истории от европейской Обозначенные выше особые факторы, влиявшие на развитие российского государства и общества, привели к возникновению нескольких важных отличий российского исторического пути от путей стран Западной Европы. Наиболее существенные из этих отличий сводятся к следующему: отставание от ритмов европейской истории; длительное существование самодержавия и крепостничества, главенствующая роль государства в истории страны […]...
- В чем уникальность Царскосельского лицея? В чем уникальность Царскосельского лицея – вот проблема, над которой размышляет Л. А. Жуховицкий. Данный вопрос автор рассматривает на примере собственных рассуждений о методах становления современных живописцев и скульпторов. С горечью Л. А. Жуховицкий говорит о том, что все они не могут сравниться с уникальным опытом Царскосельского лицея, который воспитал целую плеяду поэтов, государственных служащих, […]...
- О судьбе российской деревни Вот еще одна работа Александра Мельникова… Снова оговорюсь, что она далека от совершенства… Но довольно интересна. Читайте ее, исправляйте ошибки, предлагайте свои варианты аргументов. В тексте В. Пескова, предложенном для анализа, речь идет о судьбе деревни, о необходимости возрождения ее в нашей стране. Рассуждая об этом, автор поднимает очень важную проблему: почему исчезает русская деревня? […]...
- Основные факторы российской истории Основные факторы российской истории Обычно выделяется два ведущих фактора, определивших особенности исторического пути России. Природно-климатический фактор. Российское государство возникло и развивалось на Восточно-Европейской (Русской) равнине, природные условия которой весьма неблагоприятны для ведения хозяйства (в первую очередь земледелия). Преобладание неплодородных почв, крайне узкие сроки сельскохозяйственных работ (с начала мая до начала октября), значительная роль чрезвычайных факторов […]...
- Вырождение российской деревни Почему происходит вырождение российской деревни – вот проблема, которая волнует В. Распутина. Известный писатель с особым чувством теплоты рассказывает, как жили деревенские люди во время войны, как помогали друг другу в трудную минуту. Сравнивая то время с новым, с озабоченностью В. Распутин подмечает, как много изменилось в жизни родного села. И главное, что теперь каждый […]...
- Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру Российская культура развивалась в XIX в. под несомненным влиянием тех событий и перемен, которые происходили в обществе. Отечественная война 1812 г., восстание на Сенатской площади, споры западников и славянофилов, отмена крепостного права, “великие реформы”, бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор “Народной воли”, “нечаевщина”, газетные отчеты о судебных процессах – все значимые факты общественной жизни находили […]...
- Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации установлена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и представляет совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ высшего образования, характеризующих его следующие уровни: Первый уровень – является неполным высшим образованием, которое осуществляется высшим учебным заведением по части основной профессиональной образовательной программы в объеме не […]...
- Критика Российской действительности в пьесе А. М. Горького “На дне” Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает вам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это — […]...
- КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Хорошо, когда прочитанная книга или те- атральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывает- ся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает нам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая […]...
- Сочинение 8 февраля День российской науки Сочинение Почему для России важно развитие науки (4 класс) Все люди в нашей стране проходят обучение. Каждый ребенок ходит в садик, а потом в школу. Все знания, полученные в школе, люди применяют для развития науки. Это очень важно так, как наука помогает облегчить труд. Сейчас наступил компьютерный век. Все программы автоматизированы. Происходит это благодаря развитию […]...
- Развитие культуры в российской эмиграции в XX в Развитие культуры в российской эмиграции в XX в. В истории России XIX – начала XXI в. выделяется четыре волны российской эмиграции за рубеж (не считая дореволюционной волны середины XIX в. – 1917 г.): первая – связанная с революцией 1917 г. и Гражданской войной (1914 – 1930-х гг.); вторая – связанная с Великой Отечественной войной; третья […]...
- Школа чистого искусства в российской поэзии В Русской литературе XIX-го века все больше получала популярность концепция “чистого искусства” или “искусства ради искусства”. Признаки стремления к этой концепции можно найти в литературе разных стран. Еще древние понимали, что формальная красота – абсолютно бессмысленна, с точки зрения утилитарного подхода, но она очень высоко цениться, потому что предназначена для души. В эстетике XIX – […]...
- ПАНОРАМА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Изучая с ранних детских лет творчество Александра Сергеевича ПушкинА, гениально- го русского поэта, мы все же знаем его по- верхностно и, перечитывая произведения ве- ликого поэта, открываем все новые и новые грани его творчества. Это мое глубокое убеждение, в котором я только утвердился, когда перечитал роман в стихах “Евгений Онегин”. Широта охвата действительности, много- плановость, […]...
- Рецензия на статью А. Н. Долгих “Ссылка крестьян на поселение в Сибирь по воле помещиков в законодательстве Российской империи” 1) Актуальность темы исследования. Изучение истории правительственной политики России по отношению к самому многочисленному классу населения дореволюционного времени – крестьянству – на протяжении многих десятилетий остается важнейшей задачей исторической науки. В настоящей работе крестьянский вопрос рассматривается именно как вопрос об отмене крепостного права или об изменениях в нем, прежде всего, применительно к владельческому (или крепостному) […]...
- Сочинение я гражданин российской федерации 1)Я – Гражданин Российской Федерации. Как гордо это звучит. Но все ли имеют право носить это звание? На мой взгляд, каждый должен оправдать и подтвердить свое право именоваться Гражданин. Я – Гражданин РФ, должен помогать своим близким и тем людям, которые меня окружают. Я – Гражданин РФ, должен любить и уважать свою Родину, защищать ее, […]...
- СУДЬБА РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ 1920-1930-Х ГОДОВ В РОМАНЕ М. АЛЕКСЕЕВА “ДРАЧУНЫ” В автобиографическом романе М. Алексее- ва “Драчуны”, написанном в 1981 году, дейст- вие происходит в конце 20-х – начале 30-х го- дов в селе Монастырском. Сложнейшее время в жизни российской деревни – период кол- лективизации – автор показывает через вос- приятие ребенка Миханьки Хохлова. Поэтому деревенский мир раскрывается перед нами детскими глазами. Именно это придает […]...
- Диалог с сестрой о происхождении слова “школа” Многие слова, так же, как и люди, любят путешествовать. Не сидится слову на месте, вот и кочует оно из страны в страну, словно птица, перелетает через границы, переплывает моря и океаны. А за время долгого путешествия слово иной раз так изменится, что становится совсем не похожим само на себя. У каждого человека случается свое счастливое […]...
- 19 октября (“Роняет лес багряный свой убор…”) А. С. Пушкин. Стихотворения 19 октября (“Роняет лес багряный свой убор…”) 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый “лицейский дух” – дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. […]...
- Конспект урока для 2 класса “Закрепление знания таблицы умножения и деления” Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей ” Морской технический” Г. Новороссийск Конспект урока для 2 класса “Закрепление знания таблицы умножения и деления” Возраст детей: 8 – 9 лет. Автор – составитель Топилина Елена Николаевна Учитель начальных классов МАОУ лицея “Морской технический” Г. Новороссийск 2014 г. “Закрепление знания таблицы умножения и деления” Автор разработки : Топилина Елена […]...
- Сочинение на тему: “Лирика А. С. Пушкина о любви и дружбе” Нельзя, говоря о лирических стихотворениях ПушкинА, не упомянуть о произведениях, посвященных дружбе. Одним из них является “19 октября 1825 года”, которое поэт посвятил друзьям-лицеистам. После окончания этого учебного заведения, группа лицеистов решила ежегодно собираться в день торжественного открытия лицея – 19 октября. В 1825 году Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому не мог собраться […]...
- Реформы М. М. Сперанского Реформы М. М. Сперанского Тильзитский мир, означавший резкий поворот во внешней политике России, вызвал негативное отношение со стороны ближайших друзей Александра из Негласного комитета и уход их в отставку со своих постов. Ближайшим сподвижником императора в этот период становится государственный секретарь М. М. Сперанский, сын сельского священника, сделавший карьеру благодаря своим выдающимся способностям. Сперанскому было […]...
- Кроссворд по теме “Праздники Англоговорящих стран” Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 4 МБОУ Лицей 4 Кроссворд по теме “Праздники Англоговорящих стран” Разработал учитель английского языка Игнатова Екатерина Юрьевна МБОУ Лицей № 4 г. Коломна Г. Коломна Puzzle for 5 form (кроссворд) Holidays of the Year 1 2 T 3 H 4 A 5 N 6 K 7 S 8 G […]...
- Дельвиг А. А. Дельвиг Антон Антонович родился Дельвиг А. А. Дельвиг Антон Антонович родился 17 сентября 1798 года, умер в 1831 году. Дельвиг – поэт, критик, журналист. Учился в частном пансионе; в 1811 году привезен в Петербург для поступления в открывающийся Царскосельский лицей. На вступительном экзамене познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство вскоре переросло в тесную дружбу. По воспоминаниям Пушкина, в лицее […]...
- Характеристика героя Николай Ставрогин, Бесы, Достоевский Николай Ставрогин Николай Всеволодович Ставрогин – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы”, сын Варвары Петровны, воспитанник Верховенского, супруг Марьи Лебядкиной по прозвищу Хромоножка. Краткую биографию и предысторию этого героя рассказывает хроникер Г-в. Николай с детства рос без отца. На каком-то этапе его учителем был Степан Трофимович Верховенский, а затем мальчика отправили учиться в Петербургский […]...
- Просвещение и культура (Литература XIX века) В начале XIX века в России открывается целый ряд высших Учебных заведений; университеты в Казани, Харькове и других городах; в Петербурге учреждается Педагогический институт, в 1819 году преобразованный в университет, в 1811 году был открыт Царскосельский лицей. Эти высшие учебные заведения становятся значительными рассадниками культуры и просвещения. При них возникают литературные общества, издаются журналы. Большое […]...
- “Дружба в жизни и поэзии А. С. Пушкина” “Дружба в жизни и поэзии А. С. Пушкина” Личность А. С. Пушкина как поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Определяющими факторами для “выбора” Пушкиным друзей были, прежде всего, глубина взаимного духовного воздействия, а также близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Пушкинское окружение неразделимо с […]...
- Доклад на Всеукраинском семинаре по вопросам формирования единого информационно-образовательного пространства Электронная школа как инновационное образовательное Пространство Благодаря тому, что президент Украины В. Ф. Янукович объявил 2011 г. Годом образования и информатизации общества, а в Днепропетровской области по инициативе губернатора А. Ю. Вилкула стартовал региональный проект “Новой Днепропетровщине – новый стандарт образования”, у нас появились новые возможности для использования ИКТ в творческой работе педколлектива. Инновационные преобразования […]...
- Формирование основ гармоничного мироощущения поэта в Лицее Лицей. В этом закрытом учебном заведении началось становление личности Пушкина. В течение всей жизни он с любовью вспоминал товарищей-лицеистов. Им посвящены многие его превосходные стихотворения. “Прекрасный союз” юношей сложился в стенах Лицея. Неизгладимый след в памяти человека оставляют талантливые учителя-воспитатели. Любимцем всех лицеистов стал молодой профессор права А. П. Куницын. Он воспитывал лицеистов в духе […]...
- “Товарищам” (“Прощанье”) анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение “Товарищам” (“Промчались годы заточенья”) написано Пушкиным в 1817 г., перед самым выпуском из Лицея, и посвящено этому событию. Пушкин попал в число первых выпускников. В Лицей принимали дворянских детей, мальчиков. Цель создания Царскосельского лицея состояла в подготовке выдающихся государственных деятелей, интеллектуальной элиты. Поэтому лицеистам давали широкие знания по разным предметам, их учили […]...